Найти свое место. Для GPS навигации нужны не только спутники. Кто и как в Украине делает деньги на наземном оборудовании  /Фото Shutterstock
Категория
Инновации
Дата

Найти свое место. Для GPS навигации нужны не только спутники. Кто и как в Украине делает деньги на наземном оборудовании 

Shutterstock

На полях агрохолдинга Kernel работает полтысячи тракторов, опрыскивателей и комбайнов с автопилотами. Техника ездит по маршруту с точностью до пары сантиметров. Это позволяет экономить топливо, обрабатывать землю на 7% быстрее и в четыре раза уменьшить повреждение растений, говорит директор агробизнеса Kernel Игорь Чикин. При чем здесь космос? Достичь такой точности невозможно без спутниковой навигации и сети базовых RTK-станций.

GPS – американское созвездие навигационных спутников – открыли для публичного использования в 1993-м. Со европейская Galileo, российская ГЛОНАСС, китайская Beidou. На земле их сигналы ловят спутниковые тарелки, антенны, порты.

За последние пять лет, по оценке американской аналитической фирмы BryceTech, глобальный рынок наземного оборудования вырос до $135,3 млрд. Крупнейший кусок этого пирога – 76% – делят производители принимающих устройств и чипов для спутниковой или GNSS-навигации.

Один из крупнейших в мире производителей GNSS-чипов, американский Qualcomm, в 2021-м финансовом году нарастил выручку на 43%, до $9,3 млрд. Помог спрос со стороны производителей смартфонов, которые покупают каждый четвертый навигационный чип в мире. Украина здесь играет роль потребителя. В 2020-м в страну привезли 6,9 млн смартфонов (около 0,2% мировых продаж), подсчитали в IDC. А что мы разрабатываем?

«В георадаре на антарктической станции «Академик Вернадский» используется наш приемник», – гордится Роман Пугачев, замдиректора по внешнеэкономическим связям харьковской компании Е.П.С. С 2004 года предприятие разрабатывает и собирает GNSS-приемники и базовые станции. Внутри – платы от канадского гиганта NovAtel, американские и китайские компоненты. Харьковчане – одни из немногих производителей «железа». Им приходится непросто: 13 млн грн дохода и почти 277 000 грн чистого убытка.

С инфраструктурой для точного позиционирования ситуация лучше, говорит CEO и сооснователь DroneUA Валерий Яковенко. RTK (кинематика в реальном времени) помогает точно определять координаты за счет поправок спутниковых сигналов. 

«В европейских странах территория покрыта аналогичными сервисами в четыре-пять слоев», – говорит Владимир Бабченко, директор «Систем Солюшнс». Это одна из дюжины компаний Вадима Васильева, в прошлом руководившего Фондом госимущества. В партнерстве со швейцарской Leica Geosystems «Систем Солюшнс» владеет сетью из 170 базовых RTK-станций под брендом SystemNET.

Чтобы построить такую инфраструктуру с нуля, сегодня потребовалось бы от $2,5 до $6 млн, полагает Бабченко. Можно дешевле, возражает Яковенко. «На проект, который пять – семь лет назад стоил несколько миллионов евро, сейчас нужно €0,5 млн», – говорит он. Расчеты делались не из пустого любопытства: не исключено, что DroneUA построит свою сеть. Недавно такое требование выдвинул один из крупнейших партнеров – китайский производитель дронов-опрыскивателей XAG.

Кому нужны RTK-поправки? 70% клиентов «Систем Солюшнс» занимаются геодезией и топографией. Годовая подписка стоит до 20 000 грн, говорит глава направления геодезии QUADRO.ua Сервер Акимов. Поправки помогают быстро и качественно составлять топографические планы для строительства дорог, жилья, управления землей.

Дистрибьютор беспилотников QUADRO.ua открыл геодезический департамент меньше года назад, на него приходится менее 5% оборота. Будут расти – геодезия используется при инвентаризации земель. «С начала 2021 года было проведено государственных тендеров на 1,1 млрд грн», – говорит Акимов. Объем частных заказов, по его оценке, аналогичен.

Вторая категория потребителей RTK-технологий – аграрии. Основатель винницкого дистрибьютора сельхозтехники Frendt Виталий Шуберанский начал строить сеть RTK-станций в партнерстве с агрохолдингами МХП, ИМК и Kernel. В конце 2020-го RTK-направление превратилось в оператора FarmRTK.

«Старались обеспечить очень точную и стабильную коррекцию для правильного вождения тракторов», – говорит Шуберанский. 150 базовых станций тут недостаточно – без стабильного GSM-покрытия на поле RTK-поправки бесполезны. Шуберанский продает модемы. Цена устройства – $1400, платы паяют в Киеве, корпуса закупают в Германии. В 2020-м продали 100 штук, с начала 2021-го – 300. Первый год RTK-сигнал дают бесплатно, дальше – подписка.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Куда все идет? К 2026 году одним из крупнейших заказчиков навигационных чипов станут автомобильные концерны, прогнозирует аналитическая компания IndustryARC. Поможет бум автономного вождения. «Мы не будем водителями – автомобиль превратится в капсулу для развлечений или общения с другими такими капсулами», – говорит сооснователь украинского стартапа Apostera Виктор Сдобников. Их разработки установлены в двух десятках моделей, включая электрокары Audi Q4 e-tron и Audi Q4 Sportback e-tron.

Для безопасной езды нужны максимально точные корректировки. Американский Trimble еще в 2018 году запустил новый сервис коррекции RTX, который впервые начал использовать General Motors. В гонку включились американский Swift Navigation и шведский Hexagon.

К 2040-му автономное вождение станет массовым, уверен Сдобников. Это не единственный крупный рынок будущего. «Роботы и робототехника – перспективные и крупнейшие пользователи RTK-сетей, без которых они не смогут работать», – говорит Яковенко.

Спрос на замену ручного труда растет. За девять месяцев 2021-го в США продали 29 000 роботов – на $1,48 млрд больше, чем когда-либо.

Потянет ли наплыв пользователей украинская RTK-инфраструктура? В нынешних масштабах нагрузки могут быть кратно выше, уверен Бабченко из «Систем Солюшнс». «У нас порядка 3000 пользователей, их может быть 30 000 и система будет стабильной», – говорит он.

Материалы по теме