Категория
Картина дня
Дата

Экс-партнер Петра Порошенко Олег Гладковский теряет активы «Богдан Моторс» из-за миллиардных долгов. В чем дело и как это повлияет на компанию

Корпуса «Богдан Моторс» в Черкассах (Фото:uub.com.ua)

Корпуса «Богдан Моторс» в Черкассах (Фото:uub.com.ua)

Государственный Укрэксимбанк приобрел имущество обанкротившейся «Автомобильной компании «Богдан Моторс» Олега Гладковского. Зачем банку активы крупнейшего производителя автобусов в стране и как это повлияет на корпорацию «Богдан»

При стартовой цене в 45 млн грн Укрэксимбанк предложил 51,6 млн грн на аукционе Украинской универсальной биржи. Банк должен был уплатить эту сумму до 10 июня, но на 15 июня оплата еще не поступила.

Впрочем, Укрэксимбанк может получить имущество без уплаты этой суммы, поскольку оно находилось в залоге у банка, говорит арбитражный управляющий Ирина Сербин, партнер Ario Law Firm. После подписания акта приемки/передачи имущества, согласно Кодексу по процедурам банкротства, банк может оплатить только вознаграждение площадке за проведение аукциона, говорит она.

Банк получит помещение автосборочного завода №3 общей площадью 17 395,8 кв. м и земельный участок на 1,34 га с цехами в Черкассах, а также 7 га земельного участка со складом-ангаром и офисным зданием в Луцке.

Дело о банкротстве «Богдан Моторс»

В июле 2021 года Хозяйственный суд Днепропетровской области признал «Богдан Моторс» банкротом и открыл ликвидационную процедуру. Общий долг компании перед кредиторами – 6,7 млрд грн. Самый большой долг у компании Олега Гладковского перед германским UniCredit Bank AG (1,78 млрд грн). Требования Укрэксимбанка – 1,64 млрд грн, из которых 748 млн грн обеспечены залогом имущества должника.

Корпорация «Богдан» брала кредит в госбанке в 2009 году на строительство автомобильных заводов в Черкассах и Луцке.

«Автомобильная компания «Богдан Моторс» входила в корпорацию «Богдан», владельцем которой является экс-заместитель секретаря СНБО Олег Гладковский (до 2014 года – Свинарчук). Он является единственным из главных экс-бизнес-партнеров пятого президента Петра Порошенко. Последний, как он говорил Forbes в 2013 году, продал мажоритарную долю в компании Свинарчуку еще в 2009 году. Тогда же ссудил партнеру $100 млн на развитие бизнеса. Настал кризис, денег расплатиться не было. За счет покрытия долга Свинарчуку пришлось отдать Порошенко свои акции в кондитерской корпорации Roshen и других бизнесах.

Издание Bihus.info в феврале–марте 2019-го обнародовало расследование о возможной коррупции в оборонной сфере с участием Гладковского и его окружения. В июле 2019 года сообщалось, что Олег Гладковский вернулся на работу руководителя корпорации «Богдан».

Завод в Черкассах до 2014 года производил легковые машины, а в последние годы – автомобильную технику для Министерства обороны Украины. В 2016–2019 годах компания передала армии 1200 военных автомобилей разных классов, – рассказывал гендиректор завода Виталий Старосуд. Кроме того, завод собирал грузовики Hyundai.

В конце 2020 года компания сообщила, что завод «фактически закрыт». «В цехах предприятия пусто, а высококвалифицированных работников сократили», – сообщила ее пресс-служба.

В 2020 году «Богдан Моторс» получила 3,4 млрд грн убытка, тогда как в 2019-м чистая прибыль компании составила 609 млн грн.

Как планирует распоряжаться имуществом Укрэксимбанк?

Основные сценарии – продажа или передача в аренду. «Зданиями и земельным участком могут заинтересоваться компании, которые ищут удаленные от боевых действий площадки под релокацию», – говорит Сербин.

Три других участника аукциона могут обжаловать его в течение трех лет. В этом случае обжалование будет рассматриваться в суде в рамках дела о банкротстве. «Покупка имущества по процедуре банкротства – это для людей, любящих риск», – говорит Ирина Сербин.

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть зданий «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть зданий «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Часть построек «Богдан Моторс», приобретенных Укрэксимбанком

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Как это повлияет на «Богдан»

По словам маркетинг-директора корпорации «Богдан» Андрея Нестеренко, дело о банкротстве не повлияет на основную деятельность компании – производство автобусов и троллейбусов. «Завод в Луцке продолжает работать, у нас пятилетний контракт на поставки кузовов для электробусов с французской компанией Bluebus», – говорит он.

Корпорация планирует до конца года поставить 50 кузовов. «Объемы по контракту в дальнейшем могут быть увеличены до 200 единиц», – считает Нестеренко.

По итогам 2021 года в Украине было продано 170 троллейбусов. Доля «Богдан Моторс» – 43%, по данным AUTO-Consulting. В прошлом году по данным ассоциации «Укравтопром» корпорация «Богдан» выпустила 39 автобусов.

Материалы по теме