Новые штаммы коронавируса, высокая инфляция и проблемы Китая – это основные риски для мировой экономики в 2022 году. Но есть и другие. Forbes собрал прогнозы авторитетных аналитиков – из Morgan Stanley, Bloomberg, Economist и UBS – и вот что они прогнозируют
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Два сценария влияния пандемии
Позитивный сценарий. Если штамм Омикрон окажется заразнее Дельты, но будет менее смертоносным, это хорошая новость для бизнеса, пишет Bloomberg. Люди будут тратить больше денег на услуги, ходить в тренажерные залы и рестораны. Мировая экономика вырастет на 5,1%, вместо 4,7%, которые Bloomberg прогнозируют сейчас на следующий год.
Негативный сценарий. Аналитики Economist Intelligence Unit видят угрозу в том, что существующие вакцины защищают не от всех штаммов вируса. Люди заражаются, болеют без симптомов и, вместо самоизоляции, в общественных местах заражают других. «Производители могут оказаться в бесконечном процессе обновления вакцин, и вирус станет еще более устойчив к ним», – говорят аналитики. Если в итоге появится новая опасная версия вируса – рост экономик замедлится, пишет Bloomberg. С новым штаммом спрос на товары упадет, а работы станет меньше.
Инфляция замедлится (но это неточно)
Развитые страны встретят 2022 год с инфляцией около 4,7%, пишет Morgan Stanley. Экономики стабилизируются разными темпами, поэтому он будет варьироваться от страны к стране. По данным Morgan Stanley, в 2022-м инфляция достигнет пика и к концу года снизится на 2 процентных пункта.
В UBS ожидают, что к концу следующего года годовой рост инфляции в США снизится с 6,5% до 1,8%; в Европе – с 4,1% до 1,2%; в Китае – вырастет с 1,5% до 2,3%.
Сбои в цепочках поставок – основной фактор инфляции 2021 года. В следующем году поставки должны частично наладиться, пишут Morgan Stanley. Логистика США, например, уже начинает восстанавливаться и замедляет рост цен на сырье.
Инфляция останется высокой, если цены на энергоресурсы, включая газ, не пойдут вниз. Холодная зима, напряженность между Россией и Украиной, экологическое регулирование и повышение налогов на СО2 могут повлиять на цену энергоресурсов. 14 декабря 1000 кубометров газа стоили около $1350.
Еда станет дороже
Дальнейшее изменение климата приведет к засухам, пишет Economist. В прошлом году от засухи и пожаров пострадали Канада, США, Греция, Турция и Испания. Вместе с нехваткой воды на юге Европы и Африки и юго-западе США это может привести к росту мировых цен на сырьевые товары. Может подорожать, например, пшеница, кукуруза и рис. Аналитики Bloomberg считают, что в некоторых странах могут начаться протесты. Последний подобный скачок цен на продукты привел к волне протестов в арабском мире в 2011 году («Арабская весна»). Волнения могут начаться в Судане, Ливане и Алжире.
Сворачивание программ поддержки борьбы с COVID
Правительства тратили деньги, поддерживая рабочих и предприятия во время пандемии. В 2022 году, по оценке UBS, правительства свернут поддержку примерно на 2,5% мирового ВВП – это почти в пять раз больше, чем меры жесткой экономии, которые замедлили восстановление после кризиса 2008 года.
Многие развивающиеся страны взяли кредиты на поддержание экономик во время пандемии, пишет Economist. Нормализация процентных ставок приведет к увеличению затрат на обслуживание долгов и сдержит развитие экономик должников. Сильнее других могут пострадать Аргентина и Турция, где большая задолженность в иностранной валюте может привести к валютному кризису.
Политика Федеральной резервной системы США повлияет на мир
Рынки опасаются жесткой политики ФРС. Если в 2022 году регулятор трижды повысит ставку и заявит о готовности дойти до 2,5% – США встретят 2023 год рецессией. Действия ФРС могут также создать проблемы экономикам развивающихся стран. Как? Высокие ставки ФРС повышают курс доллара и провоцируют отток капитала, а иногда и валютные кризисы в странах с развивающейся экономикой. В зоне риска в 2022 году Аргентина, Турция, ЮАР, Бразилия и Египет, пишет Bloomberg.
Проблемы Китая
Проблемы на рынке недвижимости, локдауны из-за COVID и дефицит энергетических ресурсов уже привели к снижению темпов экономического роста Китая. И если энергокризис ослабнет в 2022 году, то две другие проблемы – останутся, говорят аналитики Economist Intelligence Unit.
У властей Китая, по словам аналитиков, есть инструменты, чтобы решить проблему дефолта Evergrande и предотвратить финансовый кризис. Но в Китае много риэлторов с такими же проблемами, и в стране может произойти череда дефолтов.
В сочетании с политикой «нулевой толерантности» к коронавирусу рост экономики страны рискует замедлиться до 3% против базового прогноза 5,7%, пишет Bloomberg. От этого могут пострадать и другие экономики. Например, экспортеры сырьевых товаров могут остаться без покупателей.
Выборы в Европе
Во Франции и Италии в 2022 году пройдут президентские выборы. Если в этих ключевых экономиках победят евроскептики, это вызовет колебания на рынках облигаций, пишет Bloomberg.
Тайвань – геополитика и полупроводники
На мировую экономику может повлиять конфликт между Китаем и Тайванем. Война сверхдержав – наихудший сценарий на 2022 год, пишет Economist Intelligence. Но, по словам аналитиков, Китай побоится реакции со стороны США и не станет развязывать войну.
Мировая экономика продолжит страдать от кризиса с поставками полупроводников из Тайваня, который уже ударил по авторынку и производителям электроники, пишет Bloomberg.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.