Хакерская атака на госорганы ударила по страховому рынку – возникли проблемы с базами данных регулятора автостраховок ОСАГО и «Зеленая карта». Купить полис онлайн нельзя. Когда сервисы возобновят работу и что делать клиентам, которым необходима страховка?
Из-за хакерской атаки в ночь с 13 на 14 января, направленной на правительственные сайты, из строя вышла централизованная база данных МТСБУ –объединения страховщиков, которые продают «автогражданку» и полисы «Зеленая карта».
Базу МТСБУ через API использовали страховые компании и посредники, SaaS-платформы и агрегаторы. Из-за сбоя с 14 января дистанционные страховые сервисы для автовладельцев стали недоступны.
«Не работает функция е-полис – ни одна страховая компания не может продать страховку онлайн, – говорит председатель правления страховой компании ARX Андрей Перетяжко. – Нет возможности внести информацию по новым полисам в базу данных Бюро и невозможно проверить уже существующий полис».
Реестр, который содержит личные данные и информацию о договорах ОСАГО миллионов украинских владельцев автомобилей, не был поврежден, сообщили в пресс-службе МТСБУ. «Есть резервная копия, которая позволит восстановить базу в полном объеме», – добавляет Перетяжко.
Сколько нужно времени? В МТСБУ рассчитывают восстановить работу баз в «ближайшие дни», заявил гендиректор Бюро Владимир Шевченко. Примерный срок – предположительно два-четыре дня, уточняет предправления СК «Арсенал Страхование» и член президиума МТСБУ СК Сергей Авдеев.
Пессимистичный сценарий – если Бюро не восстановит базы самостоятельно, это можно сделать с помощью страховых компаний, на что уйдет от недели до месяца, говорит председатель правления СГ ТАС Павел Царук.
Почему так важны базы данных МТСБУ? Именно с их помощью полиция и пограничники проверяют автостраховки. По данным Бюро, в январе-ноябре 2021 года почти половина, или 4,1 млн, договоров автоцивилки были заключены в электронном виде. Сейчас эти полисы недоступны ни в сервисе «Дия», ни в базе Бюро.
Полиция и Госпогранслужба предупреждены о ситуации, говорит Авдеев. В пятницу, 14 января, по его словам, у некоторых пограничников, которые проверяли «Зеленую карту» (эта страховка преимущественно оформлена в электронном виде), возникали вопросы к автовладельцам. «После экстренных консультаций все уже в курсе и должны относиться лояльно», – полагает Авдеев.
Пока сервисы МТСБУ не работают, владельцы полисов могут показывать пограничникам и полицейским бумажный полис или распечатку электронного полиса с печатью, говорит Царук из ТАС. МТСБУ уже согласовало такую возможность с Нацполицией и Госпогранслужбой. «Визуальная форма полиса направляется на электронную почту страхователя сразу после заключения договора», – говорится в релизе МТСБУ. Ее можно скачать или распечатать.
Если письмо потерялось, можно обратиться в свою страховую компанию и попросить прислать копию повторно, уточняют в Бюро. Как сообщили в пресс-службе ПриватБанка, оформленные через банк полисы ОСАГО доступны для скачивания в Приват24 в меню «Мои страховки».
Что делать страхователям, которые купили полис уже после хакерской атаки, или тем автовладельцам, которым нужно купить полис сейчас?
«Полисы никуда не делись, и у компании все базы сохранились», – отмечает Царук из ТАС. Новую страховку можно оформить в бумажном виде в офисе страховой компании, через агента или в точке продаж. «У бумажных полисов нет проблем с легитимностью, – говорит Перетяжко из ARX. – Страховая компания несет такую же ответственность, как и прежде».
Новые полисы будут внесены в базу данных страховой компании и через несколько дней – в базу МТСБУ, говорит Авдеев из СК «Арсенал Страхование». Продажи страховщиков, считает он, не просядут за несколько дней «простоя».
Пресс-служба МТСБУ предупреждает о возможной активизации мошенников. Автовладельцам, говорится в релизе Бюро, не стоит заключать договора с сомнительными лицами или в неприспособленных для этого местах, также важно проверять полномочия страховых посредников.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.