В середине июля сразу три известных представителя креативной индустрии рассказали о получении награды от Минобороны. Оказалось, что они – бойцы информационного фронта. Что они делают и эффективна ли их борьба
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Алексей Куприенко, СЕО траблшутингового агентства Underdog The UnLawyers, получил очень необычную для креативщиков награду – медаль Министерства обороны «За содействие Вооруженным силам Украины». Кроме него такую же медаль получили основатель группы компаний Netpeak Group Артем Бородатюк, соучредитель компаний Reface, Zibra и Pawa Кирилл Сигида, совладелец и партнер Tabasco Александр Смирнов и основатель консалтингового агентства K&K Group Игнат Коробко (полный перечень награжденных МО не разглашает)
Что сделали эти предприниматели? «Есть волонтеры, которые доставляют для армии автомобили или тепловизоры, или что-то еще, а есть те, кто вкладывает в сопротивление свои мозги и технологии, – говорит представитель Минобороны, который согласился общаться на условиях анонимности. – Это очень ценно в современной войне».
Креатив на марше
Какие результаты? К примеру, Underdog The UnLawyers Куприенко «мотивирует» иностранные технологические компании уходить с российского рынка. В мае нидерландская компания Prosus, владеющая сайтами объявлений OLX и Avito, приняла решение уйти из РФ и приступила к поискам покупателя для своего бизнеса там. Еще в марте топы Prosus отказывались уходить из РФ. «Около месяца по отношению к первым лицам Avito, акционерам и их партнерам осуществлялась таргетированная рассылка, – рассказывает Куприенко. – Мы вели диалог с ними, объясняли, почему в России им не место». Помимо давления на западный бизнес компания Куприенко занимается информационной разведкой.
Смирнов с командой Tabasco разработал сотни креативных кампаний и агитационных материалов, Бородатюк создал на базе Netpeak десятки проектов, задействованных в информвойне, а Сигида из Reface координирует киберармию из около 2000 айтишников и фандрейзит для нее деньги.
Медали от МО вызвали разную реакцию: от восторга и приветствий до критики, что эти люди оружия в руках не держали (первых больше). Является ли весомой награда для самих предпринимателей? Бородатюк рассказывает, что для него медаль оказалась полной неожиданностью. И сначала бизнесмен не придал ей значения. Но потом его жена рассказала о медали мужа в своем Telegram-канале. «Все начали приветствовать, и я подумал: «Нихрена себе, какая реакция, – вспоминает Бородатюк. – И тогда запостил на своей Facebook-странице, чтобы подбодрить нетпиковцев и всех других активных участников волонтерского фронта». Для Смирнова из Tabasco медаль – подтверждение, что его команда выполняет свою роль в войне плюс импульс ускориться. «Одно дело – удовлетворять свои творческие и другие амбиции и следовать своему курсу, другое – понимать, что направление, которое ты выбрал, действительно значимо для Украины», – говорит Смирнов.
По мнению Бородатюка, другим министерствам тоже следует внедрить знаки отличия для бизнеса. «Я познакомился с очень многими людьми, которые делают невероятные вещи, помогая сейчас стране. Есть смысл их поддержать», – говорит он.
Битва за мозги
Tabasco начала информационное сопротивление с простого проекта – ежедневно делали инфографику о потерях россиян с трехколорными гробами. «Это был первый инструмент коммуникации по поводу массового уничтожения российских оккупантов», – говорит Смирнов. За пять месяцев войны его команда, в которую входило от 15 до 70 человек, сделала более сотни проектов. В частности, разрабатывала айдентику для специального Совета жен и матерей защитников Украины «Женщины из стали», поддерживала выставку уничтоженной техники в Варшаве, работала над сайтом о преступлениях РФ «Харьковский суд. Нюрнберг 2022».
Базовые навыки информвойны усвоили в течение двух месяцев. «У нас сейчас есть опыт активной информационной войны, – объясняет он. – Но, опять же, это зародышевый опыт, хотя, наверное, он больше, чем у других стран мира».
Коробко из K&K Group собрал более 600 волонтеров из политтехнологов, медийщиков, пиарщиков и айтишников. Сначала сконцентрировались на информировании мира о российских преступлениях, на пике этим занималось более 40 переводчиков. Также они создали информационную сеть в мессенджерах с охватом более 7 млн преимущественно русскоязычных украинцев с юга и востока Украины, говорит он. Ее цель – противодействие российской пропаганде, которая целилась как раз в эту аудиторию. «Работаем против фейков и дезинформации, разбиваем вражеские нарративы», – отмечает он. Кроме того, команда Коробко систематизирует факты путинских преступлений для проекта «Харьковский суд. Нюрнберг 2022», которые присылают в Гаагу.
Киберармия Сигиды работает на нескольких полях. Один из приоритетов – social hacking на территории РФ. Сигида рассказывает, что он с командой создает и распространяет по интернету смыслы, нацеленные на донесение правды о войне россиянам. «После 150 дней я понимаю, что не нужно ломать их банки – нужно ломать их головы», – говорит Сигида. Остальные проекты, которыми занимается киберармия, он не называет. Кстати, он говорит, что первыми, кто понял, что они делают, были американские журналисты. «Прислали Netflix, будет документалка», – улыбается айтишник.
Люди и деньги
В креативной армии нет дефицита идей, но уже ощущается нехватка ресурсов.
В первые недели войны появилось множество инициатив, где были профессионалы из разных областей. Но уже через месяц большинство исчезло, – говорит Куприенко. «Сейчас в сообществах остались те, кто изъявил желание или показал способность противодействовать систематически, тратя на это много времени и сил», – говорит он.
Люди устают от информвойны. И чтобы они не выгорали, Сигида проводит ротации – их освобождают от работы на три недели. «Пять месяцев войны подряд – это очень тяжело для людей, а когда это делается бесплатно – еще тяжелее», – говорит предприниматель.
К тому же информационный фронт – недешевое удовольствие. Это чисто волонтерская история – все делают за свои деньги, говорит Бородатюк. Он говорит, что у Netpeak Group нет ежемесячного бюджета, но в целом его компания уже потратила на борьбу более $2 млн.
Бюджет киберармии – $100 млн в год только для двух больших направлений: информвойны и информбезопасности, утверждает Сигида. И найти эти деньги – отдельная задача. «KPI до сентября поднять деньги для отдела киберармии от фондов в Лондоне и Нью-Йорке», – говорит Сигида из Reface.
В подготовке материала приняла участие Ярослава Костейчук, стажер Forbes Украина.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.