Артём Бородатюк, основатель группы компаний Netpeak Group, Александр Смирнов, креативный директор Tabasco, Кирилл Сигида, соучредитель компании Reface, Zibra и Pawa. Фото предоставлены пресс-службами героев. Коллаж – Анна Наконечная
Категория
Жизнь
Дата

Креативный фронт. Минобороны наградило ряд предпринимателей медалью «За содействие ВСУ». Чем они ее заслужили

4 хв читання

Артём Бородатюк, основатель группы компаний Netpeak Group, Александр Смирнов, креативный директор Tabasco, Кирилл Сигида, соучредитель компании Reface, Zibra и Pawa. Фото предоставлены пресс-службами героев. Коллаж – Анна Наконечная

В середине июля сразу три известных представителя креативной индустрии рассказали о получении награды от Минобороны. Оказалось, что они – бойцы информационного фронта. Что они делают и эффективна ли их борьба

Алексей Куприенко, СЕО траблшутингового агентства Underdog The UnLawyers, получил очень необычную для креативщиков награду – медаль Министерства обороны «За содействие Вооруженным силам Украины». Кроме него такую же медаль получили основатель группы компаний Netpeak Group Артем Бородатюк, соучредитель компаний Reface, Zibra и Pawa Кирилл Сигида, совладелец и партнер Tabasco Александр Смирнов и основатель консалтингового агентства K&K Group Игнат Коробко (полный перечень награжденных МО не разглашает)

Что сделали эти предприниматели? «Есть волонтеры, которые доставляют для армии автомобили или тепловизоры, или что-то еще, а есть те, кто вкладывает в сопротивление свои мозги и технологии, – говорит представитель Минобороны, который согласился общаться на условиях анонимности. – Это очень ценно в современной войне».

Креатив на марше

Какие результаты? К примеру, Underdog The UnLawyers Куприенко «мотивирует» иностранные технологические компании уходить с российского рынка. В мае нидерландская компания Prosus, владеющая сайтами объявлений OLX и Avito, приняла решение уйти из РФ и приступила к поискам покупателя для своего бизнеса там. Еще в марте топы Prosus отказывались уходить из РФ. «Около месяца по отношению к первым лицам Avito, акционерам и их партнерам осуществлялась таргетированная рассылка, – рассказывает Куприенко. – Мы вели диалог с ними, объясняли, почему в России им не место». Помимо давления на западный бизнес компания Куприенко занимается информационной разведкой.

Смирнов с командой Tabasco разработал сотни креативных кампаний и агитационных материалов, Бородатюк создал на базе Netpeak десятки проектов, задействованных в информвойне, а Сигида из Reface координирует киберармию из около 2000 айтишников и фандрейзит для нее деньги.

Креативный фронт. Минобороны наградило ряд предпринимателей медалью «За содействие ВСУ». Чем они ее заслужили /Фото 1

Медаль Министерства обороны «При содействии Вооруженным силам Украины», которой наградили совладельца креативного агентства Tabasco Александра Смирнова

Медали от МО вызвали разную реакцию: от восторга и приветствий до критики, что эти люди оружия в руках не держали (первых больше). Является ли весомой награда для самих предпринимателей? Бородатюк рассказывает, что для него медаль оказалась полной неожиданностью. И сначала бизнесмен не придал ей значения. Но потом его жена рассказала о медали мужа в своем Telegram-канале. «Все начали приветствовать, и я подумал: «Нихрена себе, какая реакция, – вспоминает Бородатюк. – И тогда запостил на своей Facebook-странице, чтобы подбодрить нетпиковцев и всех других активных участников волонтерского фронта». Для Смирнова из Tabasco медаль – подтверждение, что его команда выполняет свою роль в войне плюс импульс ускориться. «Одно дело – удовлетворять свои творческие и другие амбиции и следовать своему курсу, другое – понимать, что направление, которое ты выбрал, действительно значимо для Украины», – говорит Смирнов.

По мнению Бородатюка, другим министерствам тоже следует внедрить знаки отличия для бизнеса. «Я познакомился с очень многими людьми, которые делают невероятные вещи, помогая сейчас стране. Есть смысл их поддержать», – говорит он.

Битва за мозги

Tabasco начала информационное сопротивление с простого проекта – ежедневно делали инфографику о потерях россиян с трехколорными гробами. «Это был первый инструмент коммуникации по поводу массового уничтожения российских оккупантов», – говорит Смирнов. За пять месяцев войны его команда, в которую входило от 15 до 70 человек, сделала более сотни проектов. В частности, разрабатывала айдентику для специального Совета жен и матерей защитников Украины «Женщины из стали», поддерживала выставку уничтоженной техники в Варшаве, работала над сайтом о преступлениях РФ «Харьковский суд. Нюрнберг 2022».

Креативный фронт. Минобороны наградило ряд предпринимателей медалью «За содействие ВСУ». Чем они ее заслужили /Фото 2

Базовые навыки информвойны усвоили в течение двух месяцев. «У нас сейчас есть опыт активной информационной войны, – объясняет он. – Но, опять же, это зародышевый опыт, хотя, наверное, он больше, чем у других стран мира».

Коробко из K&K Group собрал более 600 волонтеров из политтехнологов, медийщиков, пиарщиков и айтишников. Сначала сконцентрировались на информировании мира о российских преступлениях, на пике этим занималось более 40 переводчиков. Также они создали информационную сеть в мессенджерах с охватом более 7 млн преимущественно русскоязычных украинцев с юга и востока Украины, говорит он. Ее цель – противодействие российской пропаганде, которая целилась как раз в эту аудиторию. «Работаем против фейков и дезинформации, разбиваем вражеские нарративы», – отмечает он. Кроме того, команда Коробко систематизирует факты путинских преступлений для проекта «Харьковский суд. Нюрнберг 2022», которые присылают в Гаагу.

Киберармия Сигиды работает на нескольких полях. Один из приоритетов – social hacking на территории РФ. Сигида рассказывает, что он с командой создает и распространяет по интернету смыслы, нацеленные на донесение правды о войне россиянам. «После 150 дней я понимаю, что не нужно ломать их банки – нужно ломать их головы», – говорит Сигида. Остальные проекты, которыми занимается киберармия, он не называет. Кстати, он говорит, что первыми, кто понял, что они делают, были американские журналисты. «Прислали Netflix, будет документалка», – улыбается айтишник.

Креативный фронт. Минобороны наградило ряд предпринимателей медалью «За содействие ВСУ». Чем они ее заслужили /Фото 3

Медаль Министерства обороны «При содействии Вооруженным силам Украины», которой наградили основателя консалтингового агентства K&K Group Игната Коробко

Люди и деньги

В креативной армии нет дефицита идей, но уже ощущается нехватка ресурсов.

В первые недели войны появилось множество инициатив, где были профессионалы из разных областей. Но уже через месяц большинство исчезло, – говорит Куприенко. «Сейчас в сообществах остались те, кто изъявил желание или показал способность противодействовать систематически, тратя на это много времени и сил», – говорит он.

Люди устают от информвойны. И чтобы они не выгорали, Сигида проводит ротации – их освобождают от работы на три недели. «Пять месяцев войны подряд – это очень тяжело для людей, а когда это делается бесплатно – еще тяжелее», – говорит предприниматель.

К тому же информационный фронт – недешевое удовольствие. Это чисто волонтерская история – все делают за свои деньги, говорит Бородатюк. Он говорит, что у Netpeak Group нет ежемесячного бюджета, но в целом его компания уже потратила на борьбу более $2 млн.

Бюджет киберармии – $100 млн в год только для двух больших направлений: информвойны и информбезопасности, утверждает Сигида. И найти эти деньги – отдельная задача. «KPI до сентября поднять деньги для отдела киберармии от фондов в Лондоне и Нью-Йорке», – говорит Сигида из Reface.

В подготовке материала приняла участие Ярослава Костейчук, стажер Forbes Украина.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд