Олег Псюк, солист группы Kalush Orchestra. Фото Рома Кетков
Категория
Жизнь
Дата

Спрос на розовые панамы, как у солиста Kalush Orchestra, вырос на 65%. Как победа на Евровидении помогла с продажами брендам и маркетплейсам

4 хв читання

Олег Псюк, солист группы Kalush Orchestra. Фото Рома Кетков

Kalush Orchestra одержали победу на Евровидении. Спрос на их знаковую одежду – этнические вещи и розовую панамку – увеличился в разы

В ночь на 15 мая Kalush Orchestra выиграли Евровидение-2022. Выступление группы стало мощным оружием информационной войны: после призыва музыкантов со сцены спасти защитников Мариуполя европейцы стали гуглить слова «Мариуполь» и «Азовсталь». Это не единственный эффект, который имело выступление. Продажи знаменитой розовой панамы солиста группы Олега Псюка выросли почти на 65%. Каждый четвертый запрос – от иностранца. Кто из украинских компаний ощутил на себе этот эффект?

Из чего складывались образы Kalush Orchestra

Победительница Евровидения 2016 года певица Джамала называет Евровидение Олимпиадой для артистов: настолько велик уровень значимости конкурса. В этом году перед командой Kalush Orchestra стояла еще более ответственная задача: к Украине прикованы взгляды всей Европы. Как учитывая это создать образы для музыкантов? «Надо было придерживаться реперской тематики и одновременно показать на весь мир красоту Украины», – рассказывает этнограф и коллекционер Роксоляна Шимчук. Она была частью большой команды, разрабатывавшей концертные наряды для музыкантов. За внешний вид группы также отвечали стилист Назар Дидык, художница по костюмам Ольга Карпов и дизайнер Ульяна Редькина.

«Kalush Orchestra – группа, где каждый из персонажей – отдельный символ, – говорит Редькина. – Когда мы творили образы, опирались на их характерные черты». Учитывалось и пожелание: фронтмен группы Олег Псюк хотел оставить в образе свой постоянный атрибут – розовую панаму. Знаковой аксессуар для выступления рэпера изготовил бренд Shkoura.

Спрос на розовые панамы, как у солиста Kalush Orchestra, вырос на 65%. Как победа на Евровидении помогла с продажами брендам и маркетплейсам /Фото 1

Kalush Orchestra на Евровидении. Фото EBU/CORINNE CUMMING

В ассортименте Shkoura панама появилась около года назад. Детали головного убора ткутся вручную на станке образца XVIII века. «Далее элементы изделия срезают со станка, фиксируют и отправляют в холодную реку для завершения и сваливания изделия, – описывает основательница бренда Олеся Заика. – Сухие детали готовы к сшиванию и превращению в головной убор».

Команда стилистов создала для Псюка бунтарский образ, дополняющий панаму. В нем совмещена современная рубашка Etnodim, аутентичный кептарь из частной коллекции Роксоляны Шимчук, платок, спортивные штаны и обувь.

«Обычно мы бережем аутентику и стараемся ее не эксплуатировать, – говорит Шимчук, в чьей коллекции насчитывается несколько тысяч экземпляров традиционной украинской одежды. – Но значимость происходящего требовала достойно представить государство». В финале Евровидения Псюк появился на сцене в праздничном буковинском кептаре начала ХХ века.

Бэк-вокалист группы Александр Таб выступал в спортивных штанах и в жилетке, сделанной из плахты: продюсеры просили, чтобы костюм оставил открытыми татуировки на руках. Его образ был дополнен буковинской тайстрой – сумкой с поясом – начала ХХ века.

Наряды сопилкаря Тимофея Музычука были классическими, рассказывает Редькина. «Он очень интеллигентный парень, о традициях и семье, – описывает стилистка. – Его образ создавался с элементами тепла и доброты». Музычук выступал в стрие начала ХХ века. «Именно так 100 лет назад одевались украинские гуцулы», – добавляет Шимчук. Аутентичный сердак – короткая верхняя одежда – дополнили реплики рубашки и широкого пояса череса.

Сделать хорошую копию аутентичной одежды – непростая задача. Шимчук знает только одного профессионала, способного создать реплику череса. Он создавал ее для Музычука в течение трех недель. Сроки подготовки костюмов были сжатыми, вспоминает коллекционер. «Ребята пришли 1 апреля и сразу уехали в промотур», – добавляет Шимчук. Образы создавались без примерок, а согласования проходили по телефону. На финальную примерку музыканты приехали за день до выезда в Турин.

Розовая панамка. Есть ли спрос?

В итальянском Турине, где проходило Евровидение-2022, Kalush Orchestra раздавали фанатам розовые панамки бесплатно. Это была запланированная акция для повышения узнаваемости группы. Но 1000 сшитых во Львове панамок оказалось недостаточно. «Мы думали, их много, но после Евровидения европейцы просили еще», – вспоминает директор Kalush Orchestra Николай Кучерявый.

Победа на Евровидении подняла продажи головного убора Олега Псюка на официальной Instagram-странице panama.kalush почти на 65%. Среди покупателей – иностранцы. «Раньше их не было, сегодня – каждый четвертый», – говорит Кучерявый.

Спрос на розовые панамы, как у солиста Kalush Orchestra, вырос на 65%. Как победа на Евровидении помогла с продажами брендам и маркетплейсам /Фото 2

Коллаж: Максим Золоедов

Коллектив оказался не подготовленным к ажиотажу на мерч. «В стране война, мы не думали о заработке. Шли побеждать и готовились к номеру, – объясняет Кучерявый. – Сейчас их шьем, поскольку много заказов». Не успел подготовиться и бренд Shkoura, в аксессуаре которого выступал Псюк. Работники разъехались по разным странам Европы, а производство временно перенесли из Киева на запад. «У меня есть маленький домик в горах со станком на крыше. Там и адаптировались», – объясняет основательница Олеся Заика.

Запросы на розовую панамку бренду поступают ежедневно. Спрос вырос в 10 раз, говорит Заика. Полученная от продажи аксессуаров прибыль Shkoura перечисляет благотворительной организации «Таблеточки». Впрочем, пока количество поздравлений и упоминаний бренда в соцсетях превышает количество заказов, говорит Заика.

Увеличились продажи панамок и у ритейлеров. Приток покупателей после Евровидения почувствовали маркетплейсы Rozetka и Kasta – их продажи панамок выросли на 50% и 141% соответственно. До Евровидения розовые панамки на Kasta почти не покупали, спрос был на черные и бежевые. После победы Украины на Евровидении Kasta вывела розовые панамки на главную страницу маркетплейса и периодически прокручивала их в соцсетях, чтобы увеличить шансы продаж.

Украинский производитель вышиванок Etnodim сделал в соцсетях stories с рубашкой, которую участники группы надевали на финал конкурса и пресс-конференцию. «Было много упоминаний в Instagram и Twitter, – говорит основатель Etnodim Андрей Черуха. – Люди обсуждали образ, другие давали ссылку на вышиванку». Это вдвое увеличило трафик на сайте в первые два дня после победы, говорит Черуха. Вышиванку, в которой был лидер группы, за два дня предзаказали почти 90 человек.

Новую волну патриотизма ощутил и маркетплейс Rozetka – спрос на вышиванки после победы на Евровидении вырос на 150%, говорит бренд-менеджер Андрей Ковалевский. Но Роксоляна Шимчук склонна связывать стремительный рост спроса на аутентичную одежду с полномасштабным вторжением. «Война гонит многих из домов, и люди нуждаются в идентификации себя украинцами», – объясняет она.

Что дальше? Во время войны мерч для Kalush Orchestra не является главным направлением развития. «Основная цель сейчас – не зарабатывать деньги для группы, а благотворительность», – говорит Кучерявый. Часть заработанных денег группа, по его словам, отдает на помощь и для ВСУ. Но сам продукт, розовая панама, может существовать долго, говорит дизайнер Ульяна Редькина. «Она может быть не только аксессуаром для людей, но и в виде NFT-токена», – предполагает она.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине