Тень «Лукойла» в Украине. Государство арестовало заправки AMIC, которые связывают с россиянами. Кто от этого может выиграть? /Фото УНИАН
Категория
Компании
Дата

Тень «Лукойла» в Украине. Государство арестовало заправки AMIC, которые связывают с россиянами. Кто от этого может выиграть?

Стенд с ценами на бензин, дизельное топливо и газ возле автозаправочной станции (АЗС) в Киеве, 2020 год. Фото УНИАН

Суд арестовал АЗС и акции AMIC Energy – пятой компании по объемам продаж топлива в Украине. Причина – уклонение от уплаты налогов и выведение прибыли в Россию. Что представляет собой одна из крупнейших топливных сетей и какие на нее планы у государства

18 августа пресс-служба Бюро экономической безопасности (БЭБ) сообщила об аресте 308 объектов недвижимости и корпоративных прав на 50 млн грн одной из крупнейших сетей АЗС в Украине. В релизе БЭБ упоминает о бенефициарах и топменеджерах двух компаний на топливном рынке, которые связаны между собой. Фактическими владельцами этих компаний являются граждане РФ, говорят в Бюро.

Следователи установили, что предприятия завышали расходы, получая кредиты от родственных структур, а также декларировали убытки. При убыточной деятельности в Украине премии, включенные в стоимость импортированных горюче-смазочных материалов, перечисляли в пользу иностранной компании. Общую сумму уклонения от уплаты налогов обеих компаний БЭБ оценило более чем в 270 млн грн.

В течение 2016–2021 годов, по информации БЭБ, украинские предприятия выплачивали дивиденды иностранным компаниям, конечными владельцами которых являются российские компании. «Легализовали более 1 млрд грн», – говорят в БЭБ.

Бюро не называет компании, однако, по данным трех источников Forbes на топливном рынке, речь идет о сети AMIC Energy. На момент публикации статьи в AMIC Ukraine не ответили на запрос, переданный Forbes через Нефтегазовую ассоциацию Украины.

Российский след AMIC

После аннексии Крыма и вторжения в Донбасс крупнейшая российская нефтяная компания «Лукойл» одной из первых почувствовала эффект от бойкота российского бизнеса. В 2014-м продажи бензина в ее украинской сети упали более чем вдвое, а в 2015-м еще на столько же.

В 2015-м «Лукойл» продал 240 АЗС и шесть нефтебаз в Украине австрийской AMIC Energy Management GMBH. Стоимость сделки по словам президента «Лукойла» Вагита Алекперова составила $300 млн.

Компания была основана за два года до закрытия соглашения, а возглавил Роберт Новек – выходец из европейских структур Lukoil. В 2015 году «Лукойл-Украина» провела ребрендинг АЗС в AMIC Energy. В 2016 году AMIC Energy Management GmbH приобрела корпоративные права украинского авиазаправочного бизнеса «Лукойла» у московского «Лукойл-Аэро» и нидерландского LUKOIL Aviation BV

В 2016 году в интервью «Интерфакс-Украина» директор AMIC Украина Игнас Юрконис отрицал связи с «Лукойл», а продажу активов российской компании в нескольких странах объяснил изменением в стратегии в связи с падением цен на нефть. Кроме Украины «Лукойл» продала свои сети в Литве, Латвии и Польше.

С 2017 года «АМИК Украина» возглавлял резидент Литвы Аудриус Стропус. В Украину он переехал из Польши, где управлял сетью АЗС AMIC. До этого Стропус руководил топливной компанией Lietuvos kuras, которая была выкуплена «Лукойлом» и реорганизована в Lukoil Baltija R. После покупки Lietuvos kuras он занимал должность председателя совета директоров Lukoil Balita R, а также президента Lukoil Polska.

Конечными бенефициарами являются граждане Австрии Клезл Йоханнес и Майер Гюнтер.

СЕО «АМИК Украина» Аудриус Стропус /Фото DR

СЕО «АМИК Украина» Аудриус Стропус Фото DR

«Знающие люди с рынка продолжали называть это (сеть AMIC в Украине) «Лукойлом», – говорит руководитель компании конкурента, который не захотел, чтобы его фамилия упоминалась в статье. На рынке уже давно ходили разговоры по поводу остановки деятельности сети, говорит директор по стратегическому маркетингу и инновациям «БРСМ-Нефть» Александр Мельничук. Он уверен, что компания аффилирована с Россией. «Я удивлен, что это (арест) происходит только сейчас».

«Тень «Лукойла» за ними постоянно ходит с момента соглашения в 2015 году», – говорит директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. Сеть AMIC, по его словам, также подозревалась в связях с РФ в Литве и Латвии. «Но литовское Минэкономики якобы провело проверку и даже выдало какую-то справку о том, что они не связаны с «Лукойлом», – говорит Куюн.

Сколько может стоить AMIC

В 2021 году AMIC Energy входила в пятерку крупнейших продавцов горючего на АЗС. Доля оператора в продажах бензинов составила 4,8%, дизельного горючего – 9,2%, сжиженного газа – 2,2%. Топменеджер одной из конкурирующих сетей оценил долю AMIC Energy на топливном рынке в 4%.

На июль 2022 года, согласно данным реестра фискальной службы, в собственности компании было 227 АЗС и четыре нефтебазы. В 2020 году AMIC Energy задекларировала убыток 1,7 млрд грн при выручке 7,4 млрд грн.

В последние годы AMIC наращивала объемы. В 2020 году она продала бензина на 16% больше, чем в предыдущем году. Правда, это вдвое меньше, чем ее предшественник сеть «Лукойл» продала в 2013 году.

Тень «Лукойла» в Украине. Государство арестовало заправки AMIC, которые связывают с россиянами. Кто от этого может выиграть? /Фото 1

AMIC Energy в основном использовала импортное горючее – с нефтеперерабатывающих заводов в Литве и Беларуси. «Это типичный «середняк» на рынке, ничем особенным не выделявшийся», – говорит Куюн. «Налоги платили, не высовывались. У них есть как очень хорошие локации АЗС, так и совсем плохие», – говорит топ-менеджер конкурента.

Во сколько может обойтись AMIC? Около $77 млн – так оценивает Дмитрий Леушкин, владелец сети АЗС Prime. По его словам, заправки стоят не дороже $400 000 за штуку, нефтебазы – еще $1–2 млн. В феврале Forbes оценивал сеть AMIC Energy в $170 млн.

Мощный государственный игрок

Следующий шаг – передача активов и корпоративных прав в управление АРМА по решению суда, говорит управляющий партнер адвокатского объединения «Чудовский и партнеры» Игорь Чудовский. После этого правительство сможет управлять компанией и получать доходы от деятельности. «Далее АРМА заключает договор с управляющим, который выбирает во время проведения конкурса», – добавляет адвокат Адвокатского объединения Legal Strategy Оксана Дурова.

Процедура передачи активов в АРМА может занять несколько недель. Далее национализация, которая может длиться более полугода, добавляет Дуров. «Думаю, владельцы будут пытаться защитить свои права. Возможно, и не только в украинских судах», – говорит Чудновский.

В конце мая глава НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко заявил, что компания намерена стать оператором национальной сети с долей на рынке нефтепродуктов до 30%. Накануне правительство согласовало передачу в управление «Нафтогазу» 172 АЗС компании Glusco Виктора Медведчука.

«Если к этому прибавят еще около 200 заправок AMIC Energy, то на топливном рынке может появиться мощный государственный игрок», – говорит топ-менеджер компании-конкурента. Будущий оператор будет уступать по размеру только сети «Укрнафта», которая до 24 февраля оперировала около 540 станциями.

«Не будет больших затрат на развитие сервисов, инфраструктуры или маркетинг, – говорит Мельничук. – Но это сыграет в плюс для потребителя, поскольку новый игрок будет пытаться конкурировать низкой ценой». Основной вопрос: чем новый игрок будет наполнять сеть?

Материалы по теме
Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Специальный военный выпуск Forbes ко Дню Независимости

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине