Команда корпорації «Біосфера»
Категория
Лидерство
Дата

Команда, а не коллектив. Профессионалы разъехались по миру из-за войны. Как крупнейшие компании объединяют их, несмотря на расстояние

Руководители «Биосферы» поддерживали контакт с каждым и помогали решать проблемы индивидуально.

Украинские компании накрыл шторм неопределенности, и особенно большой удар пришелся на команды. Сотрудникам сложно планировать, профессионалы соревнуются с новыми вызовами в физическом и ментальном здоровье. И все это – на расстоянии сотен километров друг от друга. Как топ-менеджеры и HR сохраняют командные дух и сотрудничество

В начале вторжения почти треть работников фармацевтической компании «Дарница» уехали из дома в поисках безопасности. В настоящее время из-за границы продолжают работать 30 работников – 3% коллектива. Это типичная картина для многих украинских компаний. В «Биосфере» из разных стран работает 7% коллектива, в «Киевстаре» – 8%, в MEGOGO – 5%.

Пандемия подготовила украинские компании к ремоуту. На ходу пришлось учиться другому – быстро решать личные проблемы коллег и говорить о будущем бизнеса в тотальной неопределенности. Впрочем, именно это помогло успокоить людей и найти ресурс эффективности.

Как, несмотря на переезд за границу, командная работа украинских компаний остается слаженной. Опыт «Дарницы», «Биосферы», «Киевстара» и MEGOGO.

В чем проблема

Во время пандемии COVID компании предлагали людям работать из офиса два-три дня в неделю. «Это было нацелено на синхронизацию команд, которая сейчас стала невозможной», – говорит директор магистерской программы «Управление персоналом и организационное развитие» бизнес-школы УКУ Ирина Тимощенко-Петрова.

После 24 февраля команды живут в разных часовых поясах. Выехавшие за границу работники должны были адаптироваться к новым обстоятельствам. Тогда произошел спад эффективности, констатирует Тимощенко-Петрова. Ресурс по решению рабочих вопросов направлялся на личное: люди искали жилье, детский сад для детей, страхование.

Одна из ключевых задач, которую поставила себе HRD «Биосферы» Виктория Желдак, – помочь коллегам решить психологические и бытовые проблемы, чтобы вернуть их в трудоспособное состояние. Руководители «Биосферы» поддерживали контакт с каждым и помогали решать проблемы индивидуально. HR-специалисты «Киевстара» также поддерживали команды по всем вопросам: от построения маршрута до объяснения законов в разных странах.

Людям нужно показывать, что они важны, их работа оказывает влияние на жизнь и успехи компании.

Жизнь в разных странах усложнила общение. «Должна быть договоренность, когда все выходят на связь», – говорит Тимощенко-Петрова. Для MEGOGO дистанционная работа является нормой, рассказывает СЕО компании Владимир Боровик. Команда использует видеосвязь, мессенджеры, календари с общим доступом. Вопросы управления персоналом решили с помощью облачной системы HRMS. Задания работники тоже получают онлайн: дизайнеры в Basecamp, IT-команда – в Jira.

Команда «Дарницы»

В «Дарнице» из-за границы продолжают работать 30 работников – 3% коллектива

Коммуникационные решения

Самым эффективным решением для отлаживания работы в команде Тимощенко-Петрова называет внутренние коммуникации. Компании соглашаются. В первые дни вторжения они создавали координационные центры, информационные справочники, телеграмм-чаты, которые усиливали чувство единства коллективов.

«Поддержка коллег объединяет команду и снижает уровень стресса, – убеждена HRD «Биосфера» Виктория Желдак. – Это отвлекает от негативных мнений и дает энергию». В компании создали телеграмм-чат взаимопомощи. Отдельно появился информационный справочник по контактам для поселения или дистанционного обучения для детей.

Коммуникации онлайн помогали командам почувствовать себя единым целым. «Киевстар» сделал регулярными прямые линии с СЕО Александром Комаровым. В «Дарнице» онлайн-встречи команд с топами в начале войны проводили трижды в день. С апреля количество встреч уменьшилось до одной ежедневно.

Компания должна коммуницировать о своих целях, задачах, достижениях, благодарностях, говорит Тимощенко-Петрова. «Людям нужно показывать, что они важны, их работа оказывает влияние на жизнь и успехи компании», – добавляет она.

Если команда в конструктивном состоянии, то Тимощенко-Петрова советует привлекать ее к планированию и генерированию идей. «Биосфера» поставила перед собой задачу: быть прибыльными и искать новые возможности для развития. «Наши труд и цель объединяли команду, давали энергию и уверенность, что мы вместе решим сложные вопросы», – вспоминает Желдак. Когда цели человека и компании пересекаются, появляется больше энергии для работы, говорит Тимощенко-Петрова.

С вторжением на первый план вышла прозрачность коммуникации: стало важно говорить о рисках или нелестных новостях. «Худшее, что можно сделать, – промолчать», – говорит Тимощенко-Петрова. Она советует говорить с командой даже несмотря на неопределенность и отсутствие новостей. «Тогда люди чувствуют, что им уделяют внимание, и они не додумают ничего лишнего».

Сотрудники «Биосферы» за границей столкнулись с чувством вины. «Это состояние съедало ресурсы и влияло на снижение эффективности», – вспоминает Желдак. Сотрудников поддержали команды в Украине. «Когда у нас начались отключения электроэнергии, мы говорили: это хорошо, что вы там, потому что можете всегда быть на связи», – добавляет она.

Команда MEGOGO

Для MEGOGO дистанционная работа является нормой. Команда использует видеосвязь, мессенджеры, календари с общим доступом.

Сохранить традиции

«В начале вторжения мы не знали, сможем ли отпраздновать день рождения производства», – говорит Желдак. Вокруг происходили трагические события, но в «Биосфере» решили, что праздники и встречи придают силы, объединяют и помогают противостоять страху.

Корпорация отпраздновала дни рождения производств, Пасху, День вышиванки и другие праздники в укрытиях. К ним привлекали и уехавших за границу: они участвовали во всех зумах и конкурсах. «Мы не делим наших работников, ко всем единый подход, – говорит Желдак. – Физически мы не можем встретиться, но на Новый год подарок сделаем каждому».

«Киевстар» также сохраняет корпоративные традиции. В компании 18-й год провели конкурс на признание лучших сотрудников «Созвездие Киевстар» и определили 87 наиболее активных и эффективных работников 2021 года.

Плоды командной работы

Каков результат работы над слаженной деятельностью команд? В «Дарнице» уровень вовлечённости персонала вырос на 14 пунктов по сравнению с прошлогодним результатом.

«Киевстар» исследовал работу работников во время войны. Результаты:

  • 19% сотрудников отметили, что с начала войны их работа стала более эффективной,
  • на 34% улучшились коммуникация и взаимодействие внутри команд,
  • на 15% улучшилось качество выполненных задач.

Поддержка работников в «Биосфере» помогла возобновить эффективную работу. Корпорация не только сохранила работоспособность, но и создала новые продукты.

Универсального алгоритма для поддержки слаженной работы команд нет, говорит Тимощенко-Петрова. Она рекомендует обращаться к рефлексии. «Задача лидера: постоянно проверять, что мешает двигаться, и убирать этот фактор, – говорит она. – Следует определить основные пробелы, тестировать и внедрять маленькие изменения, которые смогут это исправить».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине