Украинские компании накрыл шторм неопределенности, и особенно большой удар пришелся на команды. Сотрудникам сложно планировать, профессионалы соревнуются с новыми вызовами в физическом и ментальном здоровье. И все это – на расстоянии сотен километров друг от друга. Как топ-менеджеры и HR сохраняют командные дух и сотрудничество
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В начале вторжения почти треть работников фармацевтической компании «Дарница» уехали из дома в поисках безопасности. В настоящее время из-за границы продолжают работать 30 работников – 3% коллектива. Это типичная картина для многих украинских компаний. В «Биосфере» из разных стран работает 7% коллектива, в «Киевстаре» – 8%, в MEGOGO – 5%.
Пандемия подготовила украинские компании к ремоуту. На ходу пришлось учиться другому – быстро решать личные проблемы коллег и говорить о будущем бизнеса в тотальной неопределенности. Впрочем, именно это помогло успокоить людей и найти ресурс эффективности.
Как, несмотря на переезд за границу, командная работа украинских компаний остается слаженной. Опыт «Дарницы», «Биосферы», «Киевстара» и MEGOGO.
В чем проблема
Во время пандемии COVID компании предлагали людям работать из офиса два-три дня в неделю. «Это было нацелено на синхронизацию команд, которая сейчас стала невозможной», – говорит директор магистерской программы «Управление персоналом и организационное развитие» бизнес-школы УКУ Ирина Тимощенко-Петрова.
После 24 февраля команды живут в разных часовых поясах. Выехавшие за границу работники должны были адаптироваться к новым обстоятельствам. Тогда произошел спад эффективности, констатирует Тимощенко-Петрова. Ресурс по решению рабочих вопросов направлялся на личное: люди искали жилье, детский сад для детей, страхование.
Одна из ключевых задач, которую поставила себе HRD «Биосферы» Виктория Желдак, – помочь коллегам решить психологические и бытовые проблемы, чтобы вернуть их в трудоспособное состояние. Руководители «Биосферы» поддерживали контакт с каждым и помогали решать проблемы индивидуально. HR-специалисты «Киевстара» также поддерживали команды по всем вопросам: от построения маршрута до объяснения законов в разных странах.
Людям нужно показывать, что они важны, их работа оказывает влияние на жизнь и успехи компании.
Жизнь в разных странах усложнила общение. «Должна быть договоренность, когда все выходят на связь», – говорит Тимощенко-Петрова. Для MEGOGO дистанционная работа является нормой, рассказывает СЕО компании Владимир Боровик. Команда использует видеосвязь, мессенджеры, календари с общим доступом. Вопросы управления персоналом решили с помощью облачной системы HRMS. Задания работники тоже получают онлайн: дизайнеры в Basecamp, IT-команда – в Jira.
Коммуникационные решения
Самым эффективным решением для отлаживания работы в команде Тимощенко-Петрова называет внутренние коммуникации. Компании соглашаются. В первые дни вторжения они создавали координационные центры, информационные справочники, телеграмм-чаты, которые усиливали чувство единства коллективов.
«Поддержка коллег объединяет команду и снижает уровень стресса, – убеждена HRD «Биосфера» Виктория Желдак. – Это отвлекает от негативных мнений и дает энергию». В компании создали телеграмм-чат взаимопомощи. Отдельно появился информационный справочник по контактам для поселения или дистанционного обучения для детей.
Коммуникации онлайн помогали командам почувствовать себя единым целым. «Киевстар» сделал регулярными прямые линии с СЕО Александром Комаровым. В «Дарнице» онлайн-встречи команд с топами в начале войны проводили трижды в день. С апреля количество встреч уменьшилось до одной ежедневно.
Компания должна коммуницировать о своих целях, задачах, достижениях, благодарностях, говорит Тимощенко-Петрова. «Людям нужно показывать, что они важны, их работа оказывает влияние на жизнь и успехи компании», – добавляет она.
Если команда в конструктивном состоянии, то Тимощенко-Петрова советует привлекать ее к планированию и генерированию идей. «Биосфера» поставила перед собой задачу: быть прибыльными и искать новые возможности для развития. «Наши труд и цель объединяли команду, давали энергию и уверенность, что мы вместе решим сложные вопросы», – вспоминает Желдак. Когда цели человека и компании пересекаются, появляется больше энергии для работы, говорит Тимощенко-Петрова.
С вторжением на первый план вышла прозрачность коммуникации: стало важно говорить о рисках или нелестных новостях. «Худшее, что можно сделать, – промолчать», – говорит Тимощенко-Петрова. Она советует говорить с командой даже несмотря на неопределенность и отсутствие новостей. «Тогда люди чувствуют, что им уделяют внимание, и они не додумают ничего лишнего».
Сотрудники «Биосферы» за границей столкнулись с чувством вины. «Это состояние съедало ресурсы и влияло на снижение эффективности», – вспоминает Желдак. Сотрудников поддержали команды в Украине. «Когда у нас начались отключения электроэнергии, мы говорили: это хорошо, что вы там, потому что можете всегда быть на связи», – добавляет она.
Сохранить традиции
«В начале вторжения мы не знали, сможем ли отпраздновать день рождения производства», – говорит Желдак. Вокруг происходили трагические события, но в «Биосфере» решили, что праздники и встречи придают силы, объединяют и помогают противостоять страху.
Корпорация отпраздновала дни рождения производств, Пасху, День вышиванки и другие праздники в укрытиях. К ним привлекали и уехавших за границу: они участвовали во всех зумах и конкурсах. «Мы не делим наших работников, ко всем единый подход, – говорит Желдак. – Физически мы не можем встретиться, но на Новый год подарок сделаем каждому».
«Киевстар» также сохраняет корпоративные традиции. В компании 18-й год провели конкурс на признание лучших сотрудников «Созвездие Киевстар» и определили 87 наиболее активных и эффективных работников 2021 года.
Плоды командной работы
Каков результат работы над слаженной деятельностью команд? В «Дарнице» уровень вовлечённости персонала вырос на 14 пунктов по сравнению с прошлогодним результатом.
«Киевстар» исследовал работу работников во время войны. Результаты:
- 19% сотрудников отметили, что с начала войны их работа стала более эффективной,
- на 34% улучшились коммуникация и взаимодействие внутри команд,
- на 15% улучшилось качество выполненных задач.
Поддержка работников в «Биосфере» помогла возобновить эффективную работу. Корпорация не только сохранила работоспособность, но и создала новые продукты.
Универсального алгоритма для поддержки слаженной работы команд нет, говорит Тимощенко-Петрова. Она рекомендует обращаться к рефлексии. «Задача лидера: постоянно проверять, что мешает двигаться, и убирать этот фактор, – говорит она. – Следует определить основные пробелы, тестировать и внедрять маленькие изменения, которые смогут это исправить».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.