Команда корпорації «Біосфера»
Категория
Лидерство
Дата

Команда, а не коллектив. Профессионалы разъехались по миру из-за войны. Как крупнейшие компании объединяют их, несмотря на расстояние

4 хв читання

Руководители «Биосферы» поддерживали контакт с каждым и помогали решать проблемы индивидуально.

Украинские компании накрыл шторм неопределенности, и особенно большой удар пришелся на команды. Сотрудникам сложно планировать, профессионалы соревнуются с новыми вызовами в физическом и ментальном здоровье. И все это – на расстоянии сотен километров друг от друга. Как топ-менеджеры и HR сохраняют командные дух и сотрудничество

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

В начале вторжения почти треть работников фармацевтической компании «Дарница» уехали из дома в поисках безопасности. В настоящее время из-за границы продолжают работать 30 работников – 3% коллектива. Это типичная картина для многих украинских компаний. В «Биосфере» из разных стран работает 7% коллектива, в «Киевстаре» – 8%, в MEGOGO – 5%.

Пандемия подготовила украинские компании к ремоуту. На ходу пришлось учиться другому – быстро решать личные проблемы коллег и говорить о будущем бизнеса в тотальной неопределенности. Впрочем, именно это помогло успокоить людей и найти ресурс эффективности.

Как, несмотря на переезд за границу, командная работа украинских компаний остается слаженной. Опыт «Дарницы», «Биосферы», «Киевстара» и MEGOGO.

В чем проблема

Во время пандемии COVID компании предлагали людям работать из офиса два-три дня в неделю. «Это было нацелено на синхронизацию команд, которая сейчас стала невозможной», – говорит директор магистерской программы «Управление персоналом и организационное развитие» бизнес-школы УКУ Ирина Тимощенко-Петрова.

После 24 февраля команды живут в разных часовых поясах. Выехавшие за границу работники должны были адаптироваться к новым обстоятельствам. Тогда произошел спад эффективности, констатирует Тимощенко-Петрова. Ресурс по решению рабочих вопросов направлялся на личное: люди искали жилье, детский сад для детей, страхование.

Одна из ключевых задач, которую поставила себе HRD «Биосферы» Виктория Желдак, – помочь коллегам решить психологические и бытовые проблемы, чтобы вернуть их в трудоспособное состояние. Руководители «Биосферы» поддерживали контакт с каждым и помогали решать проблемы индивидуально. HR-специалисты «Киевстара» также поддерживали команды по всем вопросам: от построения маршрута до объяснения законов в разных странах.

Людям нужно показывать, что они важны, их работа оказывает влияние на жизнь и успехи компании.

Жизнь в разных странах усложнила общение. «Должна быть договоренность, когда все выходят на связь», – говорит Тимощенко-Петрова. Для MEGOGO дистанционная работа является нормой, рассказывает СЕО компании Владимир Боровик. Команда использует видеосвязь, мессенджеры, календари с общим доступом. Вопросы управления персоналом решили с помощью облачной системы HRMS. Задания работники тоже получают онлайн: дизайнеры в Basecamp, IT-команда – в Jira.

Команда «Дарницы»

В «Дарнице» из-за границы продолжают работать 30 работников – 3% коллектива

Коммуникационные решения

Самым эффективным решением для отлаживания работы в команде Тимощенко-Петрова называет внутренние коммуникации. Компании соглашаются. В первые дни вторжения они создавали координационные центры, информационные справочники, телеграмм-чаты, которые усиливали чувство единства коллективов.

«Поддержка коллег объединяет команду и снижает уровень стресса, – убеждена HRD «Биосфера» Виктория Желдак. – Это отвлекает от негативных мнений и дает энергию». В компании создали телеграмм-чат взаимопомощи. Отдельно появился информационный справочник по контактам для поселения или дистанционного обучения для детей.

Коммуникации онлайн помогали командам почувствовать себя единым целым. «Киевстар» сделал регулярными прямые линии с СЕО Александром Комаровым. В «Дарнице» онлайн-встречи команд с топами в начале войны проводили трижды в день. С апреля количество встреч уменьшилось до одной ежедневно.

Компания должна коммуницировать о своих целях, задачах, достижениях, благодарностях, говорит Тимощенко-Петрова. «Людям нужно показывать, что они важны, их работа оказывает влияние на жизнь и успехи компании», – добавляет она.

Если команда в конструктивном состоянии, то Тимощенко-Петрова советует привлекать ее к планированию и генерированию идей. «Биосфера» поставила перед собой задачу: быть прибыльными и искать новые возможности для развития. «Наши труд и цель объединяли команду, давали энергию и уверенность, что мы вместе решим сложные вопросы», – вспоминает Желдак. Когда цели человека и компании пересекаются, появляется больше энергии для работы, говорит Тимощенко-Петрова.

С вторжением на первый план вышла прозрачность коммуникации: стало важно говорить о рисках или нелестных новостях. «Худшее, что можно сделать, – промолчать», – говорит Тимощенко-Петрова. Она советует говорить с командой даже несмотря на неопределенность и отсутствие новостей. «Тогда люди чувствуют, что им уделяют внимание, и они не додумают ничего лишнего».

Сотрудники «Биосферы» за границей столкнулись с чувством вины. «Это состояние съедало ресурсы и влияло на снижение эффективности», – вспоминает Желдак. Сотрудников поддержали команды в Украине. «Когда у нас начались отключения электроэнергии, мы говорили: это хорошо, что вы там, потому что можете всегда быть на связи», – добавляет она.

Команда MEGOGO

Для MEGOGO дистанционная работа является нормой. Команда использует видеосвязь, мессенджеры, календари с общим доступом.

Сохранить традиции

«В начале вторжения мы не знали, сможем ли отпраздновать день рождения производства», – говорит Желдак. Вокруг происходили трагические события, но в «Биосфере» решили, что праздники и встречи придают силы, объединяют и помогают противостоять страху.

Корпорация отпраздновала дни рождения производств, Пасху, День вышиванки и другие праздники в укрытиях. К ним привлекали и уехавших за границу: они участвовали во всех зумах и конкурсах. «Мы не делим наших работников, ко всем единый подход, – говорит Желдак. – Физически мы не можем встретиться, но на Новый год подарок сделаем каждому».

«Киевстар» также сохраняет корпоративные традиции. В компании 18-й год провели конкурс на признание лучших сотрудников «Созвездие Киевстар» и определили 87 наиболее активных и эффективных работников 2021 года.

Плоды командной работы

Каков результат работы над слаженной деятельностью команд? В «Дарнице» уровень вовлечённости персонала вырос на 14 пунктов по сравнению с прошлогодним результатом.

«Киевстар» исследовал работу работников во время войны. Результаты:

  • 19% сотрудников отметили, что с начала войны их работа стала более эффективной,
  • на 34% улучшились коммуникация и взаимодействие внутри команд,
  • на 15% улучшилось качество выполненных задач.

Поддержка работников в «Биосфере» помогла возобновить эффективную работу. Корпорация не только сохранила работоспособность, но и создала новые продукты.

Универсального алгоритма для поддержки слаженной работы команд нет, говорит Тимощенко-Петрова. Она рекомендует обращаться к рефлексии. «Задача лидера: постоянно проверять, что мешает двигаться, и убирать этот фактор, – говорит она. – Следует определить основные пробелы, тестировать и внедрять маленькие изменения, которые смогут это исправить».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд