Зачем украинские предприниматели работают с коучами
Приложение Reface, которое умеет менять лица на видео и фото, в 2020-м стало лучшим приложением в американском AppStore. К апрелю 2021-го программу скачали более 100 млн раз. «Чтобы достичь этой отметки, у TikTok ушло 31 месяцев, у Snap – 28, – говорит СEO компании Дмитрий Швец, 34. – Reface хватило 14 месяцев». Одной из причин успеха Швец считает тот факт, что два года он пользуется услугами коуча.
Коуч Швецу требовался специфический: с экспертизой в IT и заслуживающий доверия. Далеко искать не пришлось: им стал инвестор Reface и один из основателей венчурного фонда Roosh Сергей Токарев, 37. «Многое делаем впервые – говорит Швец. – Нам повезло, что было к кому обратиться».
Токарев помогал налаживать бизнес-процессы в Reface. Швец обратился к нему за помощью, когда почувствовал, что теряет в эффективности. Быстрый рост компании требовал изменить отношение к себе и управлению. «Увеличивалось количество задач, работы, я стал эмоционально выгорать, – рассказывает Швец. – Это отразилось и на физическом состоянии». Встал вопрос – как найти компромисс между семьей, здоровьем, бизнесом?
«Глобальный запрос на «поиск смыслов» не обошел стороной и украинских предпринимателей», – констатирует преподаватель Lviv Business School Наталья Кадя. Интерес к «тренировкам» усилил COVID-19. «В период неопределенности предпринимателю важно иметь рядом равного по масштабу личности доверенного человека, с которым можно делиться страхами и тревогами», – говорит еxecutive-коуч Марина Мелия.
Один из основателей интернет-компании Trionika и UATECH holding Дмитрий Волконский узнал о коучинге из книги Мелии «Как усилить свою силу?». В ней автор делится опытом консультирования предпринимателей из списка Forbes. «Прочитал, что почти у каждого миллиардера в Америке есть свой коуч, – вспоминает Волконский. – Решил, что он нужен и мне». По словам Волконского, коуч помог ему сэкономить кучу времени. «Оказалось, что задачи, над которыми я бился неделями, можно разрешать за час», – говорит он.
Важный момент: не следует путать два типа бизнес-наставничества – менторство и коучинг. Роль ментора – делиться опытом, коуча – подталкивать подопечного к выработке новых навыков и знаний. «Ментор роняет слова мудрости, коуч закатывает рукава и берется за работу, – описывает различие между двумя типами персональных консультантов в предисловии к книге «Коуч на триллион долларов», профессор Уортонской бизнес-школы Адам Грант. – Они не просто верят в ваш потенциал: они выходят на арену, чтобы помочь вам его реализовать».
Живущий в Кремниевой долине основатель компании People.ai Олег Рогинский, 34, работает с коучем с 2017 года. «В Долине у каждого СЕО есть коуч, а иногда и не один», – говорит Рогинский. У него самого их два. С одним Рогинский работает над личностным развитием (страхи, сомнения, истинные причины желаний), с другим обсуждает бизнес (построение команды, стратегия компании, отношения с советом директоров). С первым встречается раз в две недели, со вторым – раз в неделю. Коучей Рогинскому и другим стратегически важным сотрудникам оплачивает компания.
В Google на коучинге построена вся корпоративная культура, говорит Нина Левчук, руководитель Google Marketing Solutions в Центральной и Восточной Европе. Руководители команд обязаны работать с коучем и сами пройти сертификацию.
«Трансформация бизнеса всегда начинается с изменений самого лидера», – констатирует управляющий партнер консалтинговой компании U-Integral и сертифицированный коуч Витаутас Бучюнас. «Я работал с коучем год, чтобы разобраться, зачем я вообще занимаюсь своим делом, что мне интересно», – вспоминает Рогинский.
Результатом этой работы стал 40-страничный документ, который Рогинский написал по заданию коуча, – он лег в основу стратегии компании на годы вперед. «Когда я его выписал на бумаге, прояснилось видение развития компании», – говорит Рогинский. Документ помогает ему при найме новых сотрудников, привлечении инвесторов и клиентов.
Хороший коуч не говорит, как решить проблему, он задает вопросы, которые помогают самому найти решение, рассказывает Рогинский. Если раньше большая часть запросов к коучам касалась достижения внешних целей, теперь фокус сместился вовнутрь – понимание себя, своих эмоций, ресурса, добавляет Кадя.
В отличие от наставничества или психотерапии, коучинг нацелен на достижение конкретного результата. «Есть задача, сессия и обязательный итог, – говорит Кадя. – Что было полезного, ответ на какой вопрос мы нашли, что теперь будем делать иначе».
Бизнес-коуч Рогинского записывает все вопросы, чтобы к ним вернуться, если какие-то ситуации возникают вновь. «Это помогает не повторять ошибок», – говорит Рогинский.
«Мне было страшно обращаться к большим компаниям, я думал: мы такие маленькие, что мы можем им дать?» − описывает основатель и СЕО логистической компании Onyx Trade Александр Павлюкевич запрос, с которым в начале 2020 года обратился к коучу. Из-за пандемии закрылись границы, клиенты заморозили контракты, доходы резко сократились.
Павлюкевич нанял коуча международной школы Master Coach Альгиса Ярмоша. Во время ежедвухнедельных сессий предприниматель обсуждал, как «подружиться со страхом» и зачем компании расти. «Коуч направляет, но ответственность всегда на собственнике», − говорит Павлюкевич.
В 2020 году оборот Onyx Trade вырос в пять раз, до $1,5 млн. «90% решений, которые я принял благодаря коучу, были правильными», − говорит предприниматель. Павлюкевич продолжает общение с коучем. Задача, над которой они работают, – как совместить работу и семью.
С 2015-го по 2019-й число практикующих коучей выросло на треть, до 71 000, говорится в отчете Международной федерации коучинга (IFC) за 2020 год. В странах Восточной Европы прирост заметнее – +40%. Больше всего такие специалисты зарабатывают в Северной Америке ($62 500 от коучинговой деятельности в год), меньше всего – в Восточной Европе ($19 000 в год).
Одна персональная сессия в Украине, по словам Кади, стоит €200–850. Курс занимает не менее 10 встреч. Стоимость командной сессии – €900–1800.
«Европейские клиенты приходят к коучу как к хирургу, – рассказывает Кадя. – Они делятся тем, что им мешает». В Украине несколько сессий может уйти только на определение истинного запроса. «Человек говорит, что хочет научиться коммуницировать, а на самом деле ему страшно проявлять эмоции», − приводит она пример.
Украинские предприниматели стараются не афишировать работу с коучем. «Генетическая память говорит о том, что успешный руководитель не имеет права быть слабым, а классный менеджер не может чего-то не знать, − говорит Кадя. − Общество не готово принимать слабости, поэтому люди не говорят об этом публично».
Бучюнас в основном консультирует фаундеров и топ-менеджеров IT-компаний. По его наблюдению, чем старше клиент, тем труднее с ним сработаться коучу. «С миллениалами проще, – говорит он. – Им легче делиться своими слабостями».
Швец считает, что ему повезло. Ему достался коуч «с закатанными рукавами»: Токарев участвовал в бордах, помогая выработать стратегию, привлечь инвестиции, монетизировать приложение и определить фокус. С его подачи Швец стал больше заниматься спортом и изменил режим сна. «Мы много рефлексировали, в результате я стал продуктивнее, – рассказывает бизнесмен. – Это помогло сохранять фокус, трезвость мысли при принятии решений».
У Мелии график сессий расписан на год вперед. «Продолжающаяся неопределенность – самый главный стресс, – говорит она. – Потребность в коучинге сейчас колоссальная и будет возрастать».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.