Во времена глобальных изменений и непредсказуемых вызовов украинские предприниматели все больше нуждаются в выходе за пределы национального контекста. Бизнес-курс в London School of Economics стал для социолога и директора Gradus Research Евгении Близнюк шансом переосмыслить бизнес-модели и понять, как мировые тенденции могут влиять на украинскую экономику. Вот 12 уроков, которые она извлекла во время обучения и которые могут стать полезными для тех, кто стремится развивать свой бизнес даже в самых сложных условиях
Купуйте річну передплату на 6 журналів Forbes Ukraine зі змістовними матеріалами, рейтингами та аналітикою від 1 350 грн.
Несколько недель назад завершила обучение по программе «Предпринимательство и инновации в эпоху перемен» в London School of Economics (LSE). Почему туда пошла?
В этом году я запланировала ряд активностей, которые выведут меня за пределы привычного. Программа в LSE стала первой попыткой. Сначала была скептична: LSE – это академическая структура, британский консерватизм и подходы к предпринимательству, не совсем характерные для нас.
Но в результате впечатления от программы очень положительные. Объем новых идей действительно впечатляет. Делюсь несколькими из них, которые могут быть полезны для украинских предпринимателей.
Нетворк – это ключ
В нашей группе были представители всех континентов – предприниматели и стартаперы из ЕС, Великобритании, Бразилии, Австралии, Канады, Индонезии, Конго, ОАЭ, Ирака, США и, конечно, Украины. Различные культуры, бизнес-этики, подходы к риску и представления об «успехе» или «неудаче». Каждая идея проходит через неожиданные комментарии, получает новые ракурсы и заставляет мыслить шире.
Почему это важно? В локальной среде мы часто мыслим схожими категориями – война, общий опыт и проблемы объединяют, но и сужают перспективу. Чтобы увидеть альтернативные решения или прорывные подходы, необходимо услышать мнения людей, мыслящих иначе, живущих в других реалиях.
Глобальный нетворк – это не только полезные знакомства и связи для бизнеса, но и источник новых идей, простор для взаимного обогащения и зеркало, показывающее твои бизнес-идеи с новой стороны.
Кристаллизация идеи
Одна из ключевых задач обучения – презентовать свою next big idea и сделать так, чтобы группа «купила» ее, поскольку только три-четыре идеи из всей когорты отбирают для дальнейшей обработки. Чтобы пройти отбор, нужно не просто объяснить, нужно увлечь. Мне это удалось.
Суть не в том, насколько сама идея «правильна» или «перспективна». Играет роль умение донести суть, сформулировать потенциал и показать, почему идея имеет смысл в глобальном контексте. Этот опыт заставляет фильтровать каждое слово, отбрасывать лишнее, фокусироваться, говорить о главном. В этом и состоит кристаллизация: когда ты сам начинаешь лучше понимать, что собственно строишь.
Команда как основной актив
Чем сильнее специалисты – тем круче (и быстрее) результат. Это как бы понятная истина.
Наша группа была с совершенно различных сфер, с разным бэкграундом, специализацией. Однако профессионализм позволил нам работать над проектом быстро и слаженно, создав по сути уже готовый питч.
Полюбите проблему, а не продукт
Это старая истина, но я почувствовала ее на практике. Чтобы построить успешный продукт, важно думать не о самом продукте, а о проблеме. Надо погружаться в детали, понимать нюансы и чувствовать тренды.
У нас было упражнение: очертить идею продукта и пройти несколько раундов «Why?» – постоянно отвечать на вопрос, почему эта идея важна, почему она должна существовать, для кого именно, в каком контексте. И вот здесь начинается волшебство. Оказывается, многие продукты строят вокруг функционала, а не вокруг смысла. Мы часто фокусируемся на технических решениях, забывая о «болях» потребителя.
Бизнес – это решение реальных проблем других людей. Чтобы построить устойчивую компанию, нужно начинать не с решения, а с исследования боли и сохранять фокус на ней.
Возможности – открываются или создаются?
Интересный вопрос, на который нет однозначного ответа. Слушая об этом, я думала, что это, пожалуй, всегда микс между творением и распознаванием. Да, возможности могут появиться ниоткуда. Но если вы не в контексте, не в поиске, нет настроенной «оптики», вы их не заметите, даже если они будут прямо перед вами.
Именно поэтому программы, как эта в LSE, так важны: они создают пространство, в котором ты начинаешь видеть и мыслить иначе. И из этого рождаются идеи, партнерства, решимость изменять бизнес-модель или заходить в новые рынки.
Возможности редко бывают очевидны, но если вы в точке поиска (а обучение – это тоже вариант поиска), новые среды и нетипичные разговоры позволяют чаще замечать то, что другие пропускают.
Иммунитет к ошибкам
Мир сложен, и во время войны все усложняется в несколько раз. Но ключ к успеху – стойкость. Умение видеть препятствия как часть пути. Бизнес – это всегда ряд гипотез. Некоторые сработают, другие – нет. Чем быстрее вы это принимаете, тем меньше драматизма и больше движения вперед.
Устойчивость – это не о жесткости. Это об адаптивности. Умение двигаться дальше, даже если что-то не сработало. Это измененное отношение к ошибке: не как к болезненному опыту, а как к фактору роста.
Ищите идеи в смежных отраслях
Развитие продукта часто лежит не там, где вы его ищете. Идеи могут прийти из параллельных индустрий, из соприкасающихся сфер, из неочевидных наблюдений.
Универсальность мышления – большое преимущество. И это можно развивать в средах, где есть микс. Собственно, поэтому обучение на мультикультурных, мультииндустриальных программах становится источником неявного вдохновения, превращающегося в конкурентное преимущество.
Распознавайте тупиковые ветви развития
Не влюбляйтесь в свои идеи излишне. Умейте вовремя распознавать тупиковые ветви развития.
Возможно, это один из самых болезненных, но необходимых уроков. Мы вкладываем в идеи время, ресурсы, энергию и нередко держимся за них, даже если видим, что они уже не работают.
Умение сказать себе «стоп» – это часть стратегического мышления. Это об экономии ресурса, здоровой дистанции и зрелости. Так должно работать продуктовое мышление.
Выбирайте партнеров мудро
Ищите партнеров, которые не превратятся в «back seat passengers». Это риск, который можно минимизировать, если обсудить все на берегу. Определять роли, зоны ответственности, ожидания. И иметь внутреннюю договоренность: если кто-то из нас «не вывозит», мы не делаем вид, что этого не замечаем.
Следует учиться партнерству как навыку – четкому, структурированному, гибкому, но с границами. Эффективные партнерства способны значительно усиливать бизнес, поэтому это является важным инструментом.
Пластичность
Будьте готовы поменять бизнес-модель. Быстро. Решительно. Без лишних эмоций. Здесь, кстати, украинскому бизнесу есть чем поделиться. Мы уже давно играем в игру на выживаемость, где пластичность стала условием успеха.
Социальная ответственность бизнеса и предпринимателей
Об этом мы много говорили на курсе, но на традиционных примерах – помощь экологии, местным сообществам, уязвимым группам. Я убеждена, что украинцы могут научить мир настоящей социальной ответственности, проявившейся во время войны и ставшей фактором устойчивости украинского сопротивления.
У нас есть чем гордиться, и примеры социальных проектов украинского бизнеса нужно активно доносить до мирового сообщества. Кейсы, которыми я поделилась с группой, произвели впечатление и вызвали восхищение.
Украинский бизнес должен выходить за границы Украины, превращаясь в ролевую модель в сфере социальной ответственности.
Итоговое мотто для каждого
Мыслите глобально и выходите за пределы. Ищите экосистемы и не останавливайтесь в обучении. Общайтесь с разными людьми, имеющими иной опыт и взгляды. Развивайте новый нетворк. Проверяйте свои идеи на их опыте, записывайте и обрабатывайте фидбек. Переводите все на язык своего бизнеса, даже если это кажется далёким на первый взгляд.
Найдите время, чтобы синхронизироваться с миром, и используйте каждую такую возможность, чтобы поделиться украинской реальностью.
Будьте открыты к новым идеям – это ключ к поиску новых возможностей.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.