Виктория Репа соосновала стартап BetterMe, который разрабатывает серию приложений для здорового образа жизни, когда ей было 24. Сначала стартап создавался в пределах компании Genesis: тогда команда состояла из трех человек. Теперь BetterMe – отдельная компания со 170 работниками, а количество скачиваний приложений за четыре года достигло 100 млн. В 2020 году Репа вошла в европейский список Forbes 30 до 30. По просьбе «Forbes Украина» управляющий партнер венчурного фонда TA Ventures Виктория Тигипко поговорила с Викторией Репой про женское лидерство в технологических компаниях
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Виктория Тигипко: Технологический бизнес в Украине – насколько, на твой взгляд, женщинам в нем комфортно? Какой процент украинских женщин сейчас в tech и меняется ли ситуация?
Виктория Репа: Насколько я знаю, в нашей индустрии в Украине сегодня 11% женщин-руководителей. В мире только 13% инвестиций приходится на стартапы, где руководители – женщины, по статистике The entrepreneurs network.
Повлиять на статистику можно, начав с себя. Как женщина, я могу быть примером. Показать, что «женщина не может руководить» – глупости, что сомнения можно развеять успешными кейсами, вызвав вместо страха стимул: «Я тоже смогу».
Шесть из 12 участников нашего лид-тима – женщины. Чаще всего команды в ІТ – мужские. Думаю, что там, где руководящие должности занимают женщины, – баланс сохраняется по умолчанию.
Показывать своим примером – хорошая стратегия. У нас три из пяти менеджеров – девушки, и я делаю все возможное, чтобы эта цифра усилилась. В партнерах сейчас 50 на 50 женщин и мужчин. Когда мы нанимаем сотрудников, то намеренно стараемся найти на позицию именно женщину. Как у вас в компании это работает? Готовы ли вы искать дольше, чтобы обеспечить гендерный баланс?
Я часто ставлю такую задачу нашим HR. Но найти, например, iOS-разработчицу – сложно, просто потому что их очень мало на рынке. Мы активно растем и развиваемся, поэтому на горящие вакансии нанимаем вне зависимости от того, женщина это или мужчина. Но мы с радостью нанимаем женщин.
Мы занимаемся технологическим бизнесом, но решаем проблему здорового образа жизни, которая существовала еще до технологий, 80% наших юзеров – женщины. Большинство наиболее прибыльных продуктовых идей BetterMe придумали тоже именно женщины: потом идеи уходили в код и появлялись на рынке.
Важно учитывать, для кого и с кем вы работаете, и что будет более выигрышным: логика или эмпатия. Потому что в продажах, а особенно в лайфстайл, на нашем опыте, запуском новых продуктов успешнее занимаются девушки: они больше чувствуют и понимают целевую аудиторию.
Какие платформы/комьюнити ты используешь для общения с коллегами? Посещаешь ли в Украине мероприятия, связанные с технологической сферой?
Перед любым мероприятием я формулирую для себя, кто и для чего мне может быть там нужен. Из того, что нахожу полезным для себя, – Давос и европейское комьюнити 30 до 30. В Украине это WTECH. Но, честно сказать, в Украине я мало что посещаю.
С удовольствием хожу на международные митапы, которые организовывают Facebook, Snapchat и Google. Мы их партнеры, и они всегда дают отличный узкий нетворк: например, офис TikTok познакомил с китайскими партнерами: Tencent, Kuaishou и Weibo. Именно этого мне не хватает в Украине, несмотря на активный рост.
Какие европейские и мировые мероприятия посоветуешь для тех, кто хочет попасть в индустрию или уже в ней?
Apple Entrepreneur Camp впечатлил больше всего. Это комьюнити для женщин в Купертино, главном офисе Apple: с тобой работают люди, которые делают ежегодную презентацию Apple, например.
Недавно я выступала на Google Lab. Там много стартапов, поэтому приглашали тех, кто мог посмотреть на эти продукты и помочь их основателям. Быстро растут те, кто стоит на плечах гигантов. Таких проактивных комьюнити нам не хватает.
Залог успеха любой компании – сильная команда. Как вы ищете и выбираете людей?
В стартапах часто получается, что со старта у тебя нет бренда, нет возможности выбирать топ HR-специалиста, но ты должен уметь разделять тех людей, кто будет номером один на лонг тайм от тех, кто уйдет.
Кроме великолепных hard/soft skills я делаю акцент на базовые общечеловеческие качества. Если это junior или middle, то сначала – трехмесячный период испытательного срока, после – принимаем решение. Если это senior прямо на позицию – сбор рекомендаций и тест проект. Я в таких ситуациях могу предложить какой-то консалтинг-проект и, мне кажется, влюбить в свою компанию, чтобы потом человек сроднился.
Как у вас налажено обучение? На что обращаете особенное внимание?
В первую очередь на ценности. Мы сфокусированы на рост. Поэтому людей выбираем соответственных. Мы оплачиваем курсы, которые человек хочет пройти и книги, которые хочет прочесть. Наша профдеформация помогает с командным духом, – мы вместе тренируемся. Тренировок много и разных: бокс, растяжка, танцы, гамаки, полотна.
Раз или два в год мы ставим какую-то глобальную цель, и по ее достижению отправляемся в совместную поездку всей командой.
Какие приложения ты сама используешь в работе, в бизнесе, в жизни?
Топ-3 – это TikTok, Instagram и Facebook. В приложениях, где зачастую люди «убивают» время, я работаю: ищу идеи и тренды. Могу провести 10 минут в социальной сети и отправить команде кучу идей.
BetterMe – это lifestyle-приложение, а социальные сети показывают, о чем думают люди. Наши приложения доступны в 190 странах мира – мы адаптируем планы питания и тренировки, учитывая культуру каждой. Один из самых простых способов изучать особенности страны в 2021 году – следить за локальными трендами социальных сетей. Чтобы лучше понимать наших китайских пользователей, мы отслеживаем тренды Doujin.
Сколько времени ты уделяешь самообразованию?
Я слушаю две-три аудиокниги в неделю и тут же пытаюсь применить услышанное в реальной жизни. Не люблю просто «накачиваться» знаниями, они без действий не имеют смысла.
Как отдыхаешь от работы? Как перезагружаешься?
Два года назад я увлеклась флай-йогой. Настолько, что гамаки появились в офисе и были успешно освоены нашей командой (смеется, — ред.). Вместо бара у нас для тимбилдинга тренировки и медитации. Расслабления добавляют эндорфины, а в алкоголе не остается нужды. Мы видим друг друга настоящими и взаимно наполняемся энергией и вдохновением.
Какие книги по бизнесу посоветуешь?
Последний год я перестала читать «традиционные» книги, открыла для себя аудио на скорости х2. Такое «чтение» стало частью ежедневной рутины: за завтраком, по дороге на работу, в такси. Советую «Ясно-понятно» Максима Ильяхова, «Атомные привычки: как приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих» Джеймса Клира и «BTS – биография группы покорившей мир» Эдриана Бесли.
В этой части уже Виктория Тигипко отвечает на вопросы Виктории Репы
Вы знакомы с огромным количеством людей, но успеваете ли вы дружить?
Больше времени я провожу с друзьями, с которыми работаю. Это наша новая реальность, в которой у всех катастрофический лимит времени. Друзья по бизнесу закрывают все: и бизнес-общение, и содержательное времяпрепровождение.
Какой была ваша ролевая модель в детстве?
С родителями мы часто ходили в гости. Я помню, как мужчины на кухне обсуждали возможности кооперативного движения. Мне было очень интересно это слушать.
Я слышала, что у TA Ventures есть правило не инвестировать более $2 млн. в один проект. Почему была установлена такая планка? От каких негативных последствий это ограничение спасло фонд?
У нас нет такого порога по сумме. Наше правило направлено на исключение концентрационных рисков – как по вертикалям, так и географиям и конкретным компаниям.
Наша стратегия – это со-инвестиции с топ-фондами, поэтому на первых раундах мы, как правило, идем определенными чеками для каждой из стадий (Pre-Seed/Seed/Series A — от $100 000 до $ 500 000). Если мы видим, что компания «летит», то, конечно, будем ее поддерживать и доинвестировать в чемпионов для максимизации доходности. В Impress мы инвестировали €4 млн, в Primа – €3 млн, в Bravofly – €2 млн. Это самые большие наши чеки и мегауспешные компании. Каждая последующая инвестиция в компанию, которая уже есть в портфеле, тщательно анализируется и сравнивается с новыми компаниями.
Как часто и каким спортом занимаетесь? Пользуетесь ли какими-то приложениями?
На выходных хожу три-семь километров с дочкой и младшим сыном. Кардио и интервальные тренировки – три-четыре раза в неделю, йога каждый день, в среднем 30 минут. Пользуюсь приложением BetterMe: тренировки по 15-30 минут, после которых чувствуешь себя отлично.
Мы с детьми в разных спортивных движениях, есть что обсудить. Дочка занимается кикбоксингом. Младший сын – фанат футбола, профессионально играет. У старшего – пауэрлифтинг и зал три-четыре раза в неделю.
Легко поддаетесь трендам? Пользуетесь, например, TikTok?
У меня всегда спрос на полезный контент. В венчурном бизнесе есть хорошая привычка – создавать тренды самим. Креативность меня привлекает больше.
TikTok не пользуюсь, да и вообще в соцсетях не люблю проводить время бездумно. Генерирую контент ежедневно, но скроллить ленту – разве что раз в неделю.
Fail fast and cheap – это принцип по которому работает компания BetterMe. Приемлема ли такая стратегия в фонде TA Ventures: сколько времени проходит от момента, когда вы начинаете рассматривать стартап, до инвестирования? Насколько долго присматриваетесь к фаундеру стартапа? Сколько времени нужно, чтобы рассмотреть ʼpassionʼ в глазах команды?
Это не совсем та стратегия, по которой работает ТА Ventures. Мы ищем топовые инвестиции, а не пробуем всё: смотрим 2000-3000 стартапов в год, чтобы инвестировать в 20-30. При этом всегда сами делаем свой подробный due diligence. В среднем, чтобы компания выросла в 5-10 раз, с ней нужно поработать 3-5 лет. Перед этим проходит полная проверка основателя, включая поиск людей, с которыми он работал и даже учился. На ранних стадиях это важнее, чем цифры.
Мы не конкурируем с друзьями и коллегами из топовых американских и европейских фондов за то, чтобы возглавлять раунды. Мы объединяем с ними усилия как со-инвестор. Это усиливает другое наше преимущество – скорость принятия решений. Там, где другие инвесторы размышляют месяцами, мы можем справиться за 1-3 недели, а иногда и за сутки.
Насколько репутация стартапа в начале зависит от репутации основателей? Нужно ли фаундеру строить свой персональный бренд на начальных этапах?
Наш бизнес – это психологический бизнес, особенно – анализ на ранней стадии. Так можно сразу сформировать правильные отношения, увидеть компанию, получать board minutes.
Что заставляет вас двигаться вперед? Где вы ищете мотивацию для создания новых проектов?
Меня не нужно заставлять, этого просто хочется: я ищу позитив. Всегда пытаюсь разложить ситуацию как SWOT-анализ. Всегда в критике пытаюсь найти, как стать лучше. Очень ценю свое время и время других, – это помогает.
Идеи проектов часто витают в воздухе. Так, например, возникла идея нашего инвестиционного клуба ICLUB Global: сначала мы консультировали знакомых и друзей, это переросло в еженедельные встречи, а потом в комьюнити на 170 человек по всему миру.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.