50-летний владелец крупной компании, собирающий дорогие картины известных художников или ценные иконы, – так арт-дилеры описывали портрет типичного коллекционера искусства несколько лет назад. Этот образ изменился. Коллекционер помолодел, поубавил аппетиты и заинтересовался современным искусством.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Большая война заморозила арт-рынок. Часть галерей закрыта, некоторые игроки рынка остановили деятельность, рассказывает арт-менеджер и коллекционер Павел Гудимов. «Есть риск, что мы потеряем галереи и галеристов, – говорит он. – Это будет новое «расстрелянное возрождение». Только вместо расстрелянного – мобилизованное, отчаявшееся и уехавшее».
Многие коллекционеры перестали инвестировать в искусство, говорят галеристы-собеседники Forbes. Часть из них стали в ряды ВСУ, другие уехали за границу. В первый год вторжения об инвестициях в искусство вообще речь не шла, констатирует соучредитель киевской галереи The Naked Room Мария Ланько. Понемногу коллекционеры возвращаются в галереи, но от объема продаж до вторжения осталось около 5%.
Работ на рынке также стало меньше – часть современников почти прекратила творить. В 2023 году в The Naked Room выставки переносили по несколько раз, потому что авторы не могли завершить работу.
Несмотря на все, на арт-рынок в Украине выходит новое поколение коллекционеров. Эти люди вкладываются в сохранение и развитие национального культурного наследия, описывает соучредитель Voloshyn Gallery Юлия Волошина.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.