О погружении в мир изображений, созданных искусственным интеллектом, воздействии на иллюстраторов и безудержной силе технологических инноваций пишет иллюстратор Мария Шарлай
Есть десятилетия, когда ничего не происходит, и есть недели, за которые происходят десятилетия.
Натан Бенаич/General Partner of Air Street Capital;
Осознаю, что к моменту публикации этого текста ландшафт изображений, созданных искусственным интеллектом, мог снова кардинально измениться. Скорость разработки и внедрения искусственного интеллекта часто вызывает удивление или даже тревогу, как у шеф-повара, входящего на кухню, наполненную футуристическими гаджетами для приготовления пищи.
Как иллюстратор и автор я наблюдаю за развитием искусственного интеллекта с сочетанием восхищения и осторожности. Новая версия Midjourney штурмовала кухню творческого мира, заставив некоторых задуматься, не заменила ли их художественное мастерство машина.
У меня будет много ассоциаций с кухней, потому что я представляю процесс создания иллюстраций в Midjourney как кулинарное приключение. Строгих рецептов нет, и вы можете не до конца разбираться в технологических тонкостях. Однако вы все еще можете приготовить визуально потрясающее блюдо, уникальное по своему вкусу и стилю.
О скорости изменений, технологиях и их применении в визуальном искусстве я пишу оптимистично, потому что считаю это естественной частью общественного процесса. Большинство людей не любят инновации, они пугают и могут лишить вас привычного ритма личной и профессиональной жизни. В моей любимой книге о врагах инноваций Калестуса Джумы Innovation and itʼs enemies как раз рассказывается о цикличности и предсказуемости процессов противостояния общества инновациям.
Также недавно я открыла для себя «Архив пессимистов», подтверждающий постоянство человеческого противостояния технологическим изменениям. На этом ресурсе можно посмотреть газетные вырезки за последние 170 лет против телеграфа, велосипедов, зеркал, плюшевых мишек, калькуляторов, комиксов и книжных романов, компьютеров и чего-либо, что когда-то было инновацией. Заголовки против искусственного интеллекта и нейросетей человечество пишет именно в этот момент и когда-нибудь добавит их в «Архив пессимистов».
Появление компании Midjourney положило начало новой эре цифровой иллюстрации, бросая вызов традиционным методам создания визуального искусства и переопределяя границы человеческого творчества. Компания, в которой работает только девять инженеров, изменила образ мышления и создания иллюстраций для миллионов пользователей, открывая мир бесконечных возможностей как для художников, так и для энтузиастов.
Недавно новая версия нейросетевого инструмента для создания изображений Midjourney вывела фотореализм на первый план. Хотя некоторых это волнует, я считаю, что новая версия иногда слишком реалистичная, и это хорошая новость именно для иллюстраторов. Потому что актуальны наши навыки поиска метафор, работы с формой, цветом, абстракциями и эмоциями.
Подобно ящику Пандоры, выпуск новой версии Midjourney породил разрыв между профессионалами и любителями. В то время как одни удивляются новым уровням фотореализма, я ценю странность предыдущих версий. В несовершенных алгоритмах существовали странные руки с шестью пальцами, которые были отличительной чертой нейронной сети. Уберите из творчества, хоть генеративного, хоть человеческого, несовершенство, случайность, удивление – и получится пустота.
Творческие решения по изображениям, созданным искусственным интеллектом, все еще принадлежат художникам. Нейронные сети могут не понять более глубокого смысла взрыва херсонского арбуза, но иллюстратор придает таким изображениям жизнь и цель. В конце концов, художники сами решают, украсть ли стиль, создать новый нарратив или сделать фотореалистичный дипфейк.
Иллюстраторы, как рассказчики визуальных историй, добавляют к генерации изображения или текста неизвестное для алгоритмов – свой опыт. Так начинается «приготовление», творение. Нейросети «не знали», что херсонские арбузы могут взорваться и что это сообщение для тех, кто в оккупации, или ждет новостей от тех, кто в оккупации. Такие видения могут возникнуть только в воображении человека, особенно из Украины.
Мощность алгоритмов искусственного интеллекта для создания изображений и видео может одновременно освободить и пугать иллюстраторов. Кого-то это останавливает и фрустрирует: «Зачем мне учиться рисовать/лепить/рассказывать, если машина делает это не за годы, а за недели?». Но такие дополнительные мощности являются и частичным снятием художественных ограничений.
У американского комиксиста Скотта Макклауда есть графический роман «Скульптор», в котором главный герой получает суперсилу создавать скульптуры из любого материала и неограниченной сложности. Это важное упражнение для воображения художников – что мы хотели бы сказать, если бы могли с легкостью использовать любой материал или рассказать любую историю? Этот вызов раздвигает границы нашего воображения.
Как я уже писала сначала, свои эксперименты с Midjourney я воспринимаю как рецепты, которые могут изменяться разными «поварами». Подобно знаменитым котлетам вашей бабушки, результаты могут отличаться, но конечный продукт все равно вкусный.
Процесс приготовления подсказок и экспериментов с ИИ таков: возьмите любимые ингредиенты (темы, персонажей, сцены), добавьте специй (метафоры, слова, преувеличения) и немного почитайте о технологии обработки, чтобы не передержать блюдо (синтаксис промптов, вес стиля или использование одного седа). Готово.
На этой неделе я создала книжечку для иллюстраторов и дизайнеров, которые уже попытались делать картинки с Midjourney и ищут новые иллюстративные находки, а не фотореалистичные. Книгу сделала в формате «рецептов» со своими подсказками: где какое слово поискать, что заменить, что оставить. Не хотелось создавать буклет с инструкциями, потому что советы по настройкам, версиям и сбору подсказок устаревают быстрее, чем уроки о них. Это было бы как уборка снега во время снегопада.
Мир изображений, созданных искусственным интеллектом, будет развиваться, технологии и дальше будут расширять границы возможного. Иллюстраторы должны принять вызов и попытаться насладиться творческим пиром, который им приготовлен, даже если в меню время от времени появляется блюдо со вкусом искусственного интеллекта.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.