Премьера «Видение бабочки» состоялась в мае прошлого года на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд». Одесский международный кинофестиваль признал фильм лучшим украинским полнометражным фильмом. «Видение бабочки» уже можно посмотреть и в украинских кинотеатрах. Почему это кино стоит просмотра, рассказывает продюсер и соучредитель Украинской киноакадемии Юлия Синькевич
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
6 апреля в кинотеатрах Украины вышел фильм «Видение бабочки» – дебютная лента режиссера и продюсера Максима Наконечного. Я смотрела эту ленту дважды: до полномасштабного вторжения и после. Как и жизнь в Украине, на «до» и «после» разделились мои впечатления от фильма. Контекст превратил фильм в явление в современном украинском кино, поднимающем наиболее сенситивные вопросы.
Тема войны давно вошла в современное украинское кино, стала некой визитной карточкой. Именно по кино, переосмысливающему человека в военное время, нас узнают в мире.
Думаю, до февраля 2022-го большинству украинцев казалось, что мы адаптировались к войне, и хоть помнили о ней, но отодвигали в сознании подальше – в зону АТО. Однако война постучала в дверь каждого, страшная реальность стала близкой – хотя в ней давно живут многие защитники и защитницы. Истории женщин на войне звучали в нескольких украинских фильмах – это и «Плен» Анатолия Матешко (2015), и «Плохие дороги» (2020) Наталки Ворожбит. Но впервые в украинском фильме Максим Наконечный создал тонкий реалистический психологический портрет военной женщины, а в ее образе – и портрет общества.
«Видение бабочки» – это история украинской аэроразведчицы Лилии с позывным «Бабочка» (Рита Бурковская), которую российские сепаратисты несколько месяцев удерживали в плену. После обмена женщина возвращается домой к мужу, маме, собратьям. Казалось бы, самое страшное позади, однако воспоминания, очень свежие и мучительно болезненные, постоянно преследуют ее. Лиля оказывается беременной – в плену она стала жертвой сексуального насилия.
Аборт кажется очевидным выходом, однако в последний момент Лиля уходит из операционной. Ее муж Тоха (Любомир Валивоц) не находит себе места, отказывается принимать действительность, его обуревают ярость и ненависть. Лиля остается один на один с чувствами, воспоминаниями и желанием жить дальше.
История непроста для восприятия, она нуждается в эмоциональной отдаче, но ее актуальность очевидна. Нет травмированных войной людей, однако пока нет и ответа на то, как может быть после нее, какими вернутся защитницы, каким станет общество. Это важные вопросы, думать и говорить о которых мы должны сегодня, но, скорее всего, пока не готовы. Лиля пытается скрыть то, что произошло с нею в плену – это органическая реакция на пока табуированные темы. На вопрос журналистки об условиях содержания Лиля отвечает, что все было нормально. Она скрывает от следователя детали пребывания в плену, паникует при медицинских осмотрах.
Мир Бабочки, в который нас погружает Максим Наконечный, создан максимально реалистично благодаря имитации съемок любительской камерой, трансляций по социальным сетям и телевизионным новостям. Но в то же время он сюрреалистичен, поскольку сквозь него прорывается подсознание Лили – раздражающий звук дрона, преследующего героиню, пиксельные кадры флешбеков с пытками, ночные кошмары, голоса.
Все это создает мозаику эмоций, когда отстранение, ярость, страсть и отчаяние перемешаны между собой, когда реальность и сознание обезображены и искалечены войной – ПТСР. Героиня мало говорит. Кажется, между зрителем и Лилей существует дистанция. Часто невозможно понять мотивацию ее решений, однако несложно рассмотреть в этом последствия психологической травмы, осознание и проживание которой еще только впереди.
«Война лечится фронтом», – услышала я недавно от украинского режиссера Алисы Коваленко, которая с началом полномасштабного вторжения пошла воевать. Это сложно понять большинству людей. Однако мне кажется, в фильме «Видение бабочки» мы убеждаемся, что это и есть истина – страшная и неприемлемая для большинства, однако возможная для сильных женщин.
Команда фильма «Видение бабочки» – одни из самых ярких представителей и представительниц украинского кино. Соавтором сценария стала режиссер и писательница Ирина Целик, монтажом занималась режиссер-документалист Алина Горлова. В съемках приняли участие непрофессиональные актеры – участники АТО и волонтеры.
Особой неожиданностью и актерским открытием стала роль второго плана сестры Лили – Сороки, которую сыграла сценарист и режиссер Наталья Ворожбит («Плохие дороги», «Поймать Кайдаша»). Было бы интересно видеть Наталью и в дальнейшем на экране.
Премьера фильма состоялась в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в мае 2022 года, где в соседнем зале проходил показ российского фильма режиссера Кирилла Серебряникова. На пресс-конференции он говорил о «бедных семьях русских солдат». Но история героини Лили является реальностью, к сожалению, многих военных женщин, становящихся жертвами насилия и пыток именно русских солдат.
Благодаря «Видению бабочки» на многих мировых киноплощадках звучит тема войны против Украины. Фильм собирает многочисленные награды. Однако он нужен нам уже сейчас, чтобы критически осмысливать нашу реальность и уверенно идти к победе.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.