Предприниматель Александр Конотопский купил фотопортрет Владимира Зеленского за 6 млн грн. Как это изменило список самых дорогих украинских произведений искусства, на что пойдут деньги и как был сделан снимок
Покупать биткоин или нет? Такой вопрос задал CEO Ajax Systems Александр Конотопский, вручая награду «Предприниматель года» от Forbes совладельцам «Новой Почты» Вячеславу Климову и Владимиру Поперешнюку. «Ты, кажется, теперь инвестируешь в арт», – пошутил Климов.
Менее чем за час до разговора Конотопский приобрел на благотворительном аукционе портрет Владимира Зеленского работы Александра Чекменева за 6 млн грн. Это сделало его одним из самых дорогих публично проданных снимков украинского фотожурналиста.
- Категория
- Мир
- Дата
Аукцион проходил во время церемонии вручения премии Forbes «Предприниматель года», которая состоялась при поддержке Mastercard. Его целью было собрать средства для восстановления лицея в селе Богдановка Киевской области, которое находилось под оккупацией с 8 по 29 марта. Русские использовали школу как штаб. Отступая, военные подожгли ее.
«На нее невозможно смотреть без слез, – говорит фотограф Александр Чекменев, по чьей просьбе школа была избрана бенефициаром торгов. – Она могла бы стать музеем военных преступлений россиян». Беспорядки на территории лицея убирали всем селом.
Собранные 6 млн грн позволят восстановить не только богдановский лицей, но и другие разрушенные учебные заведения Киевщины. Средства для восстановления будут переданы ОО «Инициатива Е+».
История снимка
7 декабря журнал TIME назвал Владимира Зеленского человеком 2022 года. За время вторжения издание несколько раз отмечало лидерство президента Украины. Впервые Зеленский появился на обложке издания еще в мае. Текст о нем начинается словами: «Самые сложные – ночи, когда он лежит, слыша в ушах завывание сирен, а его телефон до сих пор звонит рядом».
Автор фото на обложке – Александр Чекменев. Именно этот кадр принес школам Киевщины 6 млн грн от Конотопского.
«В этой войне каждый должен быть на своем месте, – говорит Чекменев. – Я был на своем с первых дней». С марта он фиксирует вторжение в портретах. Его первым проектом было 24 фото киевлян для The New York Times. Благодаря этой съемке его нашла команда TIME.
Портрет Зеленского – дебютная обложка TIME в карьере Чекменева. Позже он снял еще две: с первой леди Украины Еленой Зеленской и лауреаткой Нобелевской премии мира Александрой Матвийчук.
«Единственное, что спросили в TIME, когда дали заказ: «Ты знаешь, как будешь снимать?», – вспоминает Чекменев. – Я ответил: «Не волнуйтесь, знаю».
В 2019-м Чекменев помогал фотографу Артуру Бондарю на съемке Владимира Зеленского для The Guardian. Президент случайно повернулся профилем, и Чекменев сделал снимок. «Дома я перевел его в ч/б и увидел: в этом кадре – он настоящий, – вспоминает фотограф. – Я сохранил его, потому что подумал: он мне понадобится». Уже тогда Чекменев видел его на обложке, и не ошибся.
В съемке для TIME он воспроизвел ракурс и свет из фотосета трехлетней давности. Чтобы снять обложку, было 20 минут. «Для съемки президент собрался в одно целое, – говорит Чекменев. – С ним легко работать, но на этот раз я почувствовал, как ему сложно».
Фотограф отправил в TIME выборку фото – журнал утвердил цветные. Чекменев попросил фоторедактора посмотреть на черно-белые кадры: был убежден, что это лучший вариант. «Кадр подчеркивает время, событие и состояние. Это состояние войны, но взгляд идет к свету, – говорит Чекменев. – С этим фото для меня все было железно». В TIME согласились.
Самые дорогие продажи украинского искусства и фото
Продажа за 6 млн грн делает портрет Зеленского одним из самых дорогих украинских произведений искусства. «Думал, на счет придет хотя бы 100 000 грн», – признается Чекменев. Стартовая цена лота на аукционе составила 50 000 грн.
«Мне кажется, это действительно самый дорогой снимок, приобретенный публично», – говорит фотограф и директор музея харьковской школы фотографии Сергей Лебединский. Важно учитывать, что это благотворительный аукцион: цены на них обычно выше, добавляет Лебединский.
На ежегодной выставке Paris Photo Лебединский узнал галерейные цены на работы фотографа Бориса Михайлова: десятки тысяч евро за снимок и сотни – за серию. В 2013 году на аукционе Under the Influence в Нью-Йорке была продана работа Виталия и Елены Васильевых ICE. За фототриптих заплатили $106 900. Он превысил эстимейт более чем в три раза. Этот случай вызвал скандал, потому что это не рыночная цена, вспоминает Лебединский. «Поэтому продажа ( портрета Зеленского – Forbes ) беспрецедентна», – резюмирует он.
В этом году украинские художники не в первый раз ставят рекорды. В мае картину Марии Примаченко «Цветы выросли у четвертого блока» продали на аукционе за $500 000. Это самая дорогая работа в истории украинского искусства. Но такую сумму собрали не из-за понимания стоимости картины, а потому, что Примаченко олицетворяет Украину, считает глава правления ОО «Музей современного искусства» Ольга Балашова.
2022-й – хороший год для продажи фото. В мае на торгах Christieʼs фотография сюрреалиста Мана Рэя «Скрипка Энгра» была продана за $12,4 млн, став самой дорогой фотографией в истории. В ноябре на аукционе коллекции искусства соучредителя Microsoft Пола Аллена была продана вторая дорогая фотография. Снимок здания Флэт-Айрон работы Эдварда Стайхена стоил $11,8 млн при эстимейте до $3 млн.
Как продают цифровые фото
Согласно украинскому законодательству, продавая материальное произведение искусства – например, картину или скульптуру – автор продает ее материальную форму. «Грубо говоря, если это картина, то это рама с красками», – объясняет юрист Александра Косенко. Имущественные права – право выставлять или перепродавать картину, использовать ее каким-либо образом – не передаются автоматически с имущественной формой. В основном, стороны прописывают условия использования в контракте, и это тоже влияет на цену.
Что вы покупаете, когда покупаете цифровое произведение искусства, например фотографию? «Обычно это работает так же, только вы продаете цифровую форму», – говорит Косенко. Автор передает изображение без прав перепродавать, выставлять или использовать его иным образом. Условия согласовываются индивидуально.
Проданный Forbes на аукционе портрет – первый в тираже, который напечатал Чекменев. Авторские права на фотографию остаются у него. Сделанные для TIME снимки автор не может использовать в течение 90 дней после оригинальной публикации, в случае портрета президента – до 19 августа, говорит фотограф. «В тираже наиболее ценны первая и последняя печать, – объясняет он. – Теперь это еще и самый ценный снимок для фотографа, ведь это была самая большая покупка».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.