После многих лет удаленной работы работникам, вернувшимся в офисы, сложно сосредотачиваться из-за шума и отвлечения на рабочем месте. Предприимчивые изобретатели воспользовались такой возможностью и предложили ряд решений этой проблемы. Некоторые уже могут похвастаться хорошими результатами.
Уже прошло более четырех лет после начала пандемии, и работники начали массово возвращаться в офисы – одни из-за приказа работодателя, другие из-за желания проводить время с коллегами. Еще кто-то таким образом хочет скрыться от соседей или семьи. В мае только около 27% оплачиваемых рабочих дней в США работники работали из дома: это существенно ниже, чем на пике пандемии (около 60%), но значительно выше, чем до ковида (менее 10%).
С возвращением людей в общее рабочее пространство вернулись частые жалобы на шум и другие отвлечения, которые являются неотъемлемыми спутниками офисов с открытым планированием. Одни коллеги говорят с клиентами по видеозвонку, другие –иво обсуждают какую-то идею, еще кто-то говорит по телефону с поставщиком, а вы в это время пытаетесь написать отчет. Да, сотрудничество и близость к коллегам – это прекрасно, но шум от них может отвлекать.
В сентябре 2023 года фирма Leesman, исследующая рабочее пространство, обнаружила, что уровень шума был среди 10 важнейших признаков хорошего рабочего места – между рабочими туалетами и консультацией по IT-вопросам. Впрочем, только 32% работников довольны уровнем шума в среднестатистическом офисе, как показывает другое исследование Leesman. Больше недовольны опрашиваемые были лишь доступом к «комнатам развлечений» и частоте того, как люди ходят мимо чужих рабочих мест.
Отвлечение в офисе не просто немного раздражает. Исследование 2021-го, которое можно найти в Journal of Management & Organization, выявило, что во время экспериментов в контролируемом окружении типичный уровень шума в офисах с открытым планированием вызвал повышение физиологических показателей стресса, таких как сердцебиение. Кроме того, на лицах людей чаще было выражение отвращения и они чаще сообщали о плохом настроении.
«Мы не привыкаем к шуму, – отмечает Либби Сандер, адъюнкт-профессор в Университете Бонда в Австралии, работавшая над последним исследованием. – Мы считаем, что привыкаем, но на самом деле реакция нашего тела говорит об обратном».
Шум как возможность
Когда есть проблема, всегда найдется тот, кто предложит для нее решение. Именно шум в офисе способствовал росту финской компании Framery, являющейся одним из крупнейших производителей офисных «подов». Это современные кабинки по типу телефонных будок со стеклянными стенами, которая вмещает одного человека и стоит от $8700. Есть кабинки, куда помещается до шести человек, что делает их вариантом конференц-зала.
Международная выручка Framery в 2022-м составила $164 млн, демонстрируя второй год роста: в 2020-м выручка была $86 млн, а в 2021-м – $101 млн. Неуверенность в рынке, инфляция и рост учетных ставок стали причиной небольшого снижения продаж в 2023 году. Но в этом году гендиректор компании Саму Хельфорс ожидает возвращения стремительного роста, хотя он не поделился прогнозами.
В марте компания добавила новую линию «подов», которые не только не пропускают шум извне, но и маскируют его с помощью атмосферного шума (ambient noise), транслируемого внутрь кабинки. Хельфорс объясняет, что часто проблема не только в самом звуке, а в том, что наш мозг улавливает знакомые слова и поэтому отвлекается, а атмосферный шум нейтрализует болтовню вокруг.
Этот феномен заставляет дизайнеров и предпринимателей добавлять звук в пространство, чтобы нейтрализовать большое количество шума или удручающую тишину. К примеру, лондонская Moodsonic Эвана Бенвея, которую тот основал в 2022-м после 10 лет делать в индустрии звука. Теперь его собственная компания работает со SAP, GSK и Steelcase, чтобы создавать «реактивное звуковое окружение», которое с помощью сенсоров генерирует адаптированный к окружающим звукам фоновый шум.
Такое изобретение, по словам Бенвея, ответ на иронию постпандемического рабочего пространства: люди отвлекаются, потому что в офисе слишком тихо, а не слишком шумно. Дело все в том же распознавании мозгом знакомых слов. Сегодня в офисах работает меньше людей, поэтому их разговоры не сливаются в неразборчивый шум фона, чьи слова вы не разберете, как бывает в переполненном помещении, когда все говорят одновременно. Когда сегодня в офисе 15 человек вместо привычных 60, слова коллеги во время телефонного разговора в другом конце офиса легко распознать, а это раздражает большинство, объясняет Бенвей.
Сенсоры Moodsonic улавливают уровень звука в помещении и включают с соответствующей громкостью собственные звуки-нейтрализаторы, например, ненавязчивое пение птиц или журчание ручья. Все зависит от того, это громогласный коллега говорит с клиентом или слишком тихий вечер пятницы.
Бенвэй отказался озвучить выручку его компании, но рассказал, что работает из 30 из 500 крупнейших американских компаний и что его бизнес уже прибыльный. За второй год работы он втрое увеличил площадь, на которой его компания оказывает услугу по нейтрализации звука звуком, а количество подписчиков выросло на 150%.
Остальные же предлагают комфортные и тихие места людям, работающим дистанционно. Так, венчурный инвестор Фред Уилсон вместе с женой Джоан, ангельским инвестором, запускают второе коворкинговое пространство Framework в Нью-Йорке. Оно подойдет для тех, кто хочет быть среди людей, но не сходить с ума от шума дома или родного офиса.
Первый коворкинг Уилсона в Бруклине пользуется спросом – список ожидания насчитывает более двух десятков человек. В зависимости от условий аренды член коворкинга платит от $755 до $860 в месяц и получает собственную звуконепроницаемую кабинку с минихолодильником, чайником и френч-прессом.
Звуконепроницаемые панели и визуальные подсказки
Дизайнеры мебели и пространства теперь тоже учитывают необходимость звукоизоляции в своей работе. К примеру, бренд Zintra Acoustics австралийской Baresque Group заметил стремительный рост спроса на звукозащитные стеновые панели и ширмы для разделения пространства.
IKEA тоже не отстает и предлагает новую линию под названием MITTZON, помогающую решать проблему чрезмерного звука. К примеру, к своим звукозащитным экранам компания добавила деревянное волокно, обычно используемое в строительстве для изоляции. IKEA даже поработала с производителем стола для работы стоя, чтобы тот сделал механизм регулировки высоты не столь громким.
Звукозащитные экраны и рост спроса на них указывают на то, что людям нужны решения, не требующие частных офисов или комнат, ведь некоторые могут сказать, что в таком окружении возможность сотрудничества почти сводится к нулю. Так считает даже производитель тех же офисных кабинок Teknion. Компания работает над новым продуктом, который предлагает «визуальные подсказки о том, когда вас можно беспокоить, а когда вы заняты». Впрочем, больше деталей Teknion не раскрывала.
С визуальными подсказками экспериментирует израильская ПО компания monday.com. Группа ее сотрудников разработала устройство FocusTime, которое располагается в верхнем углу монитора работника. Оно похоже на циферблат, показывающий, сколько еще времени человека нельзя беспокоить. Это устройство даже интегрируется с календарем, в котором коллеги могут увидеть, в какой период человек не доступен для контакта. Пока что FocusTime тестирует 20 работников, а потенциально его можно и коммерциализировать. В сентябре monday.com намерена показать свою разработку на конференциях в Лондоне и Нью-Йорке.
Некоторые компании идут более простым путем и предлагают своим сотрудникам звукоизоляционные наушники, которые те могут заказать себе бесплатно. Так делает, например, Intuit даже после того, как открыла новый современный офис с более чем 60 отдельными комнатами для временного пользования.
Одним из факторов, повлиявших на создание пространств тишины на рабочем месте, стало внимание к потребностям нейроотличных работников, например тех, кто имеет РДУГ или расстройство восприятия сенсорных стимулов. Salesforce приводит внешнее исследование, показывающее, что 15–20% сотрудников являются нейроотличными, поэтому в ее новом офисе есть «медитационные комнаты» для перерывов и «библиотеки», где соблюдают режим тишины.
Парадокс необходимости придумывать кучу решений для преодоления проблемы шума в офисе очевиден. Будь у всех просто выбор того, где они хотят работать, а не обязывать людей возвращаться в офисы, некоторые из вышеперечисленных решений вообще были бы не нужны.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.