Категория
Жизнь
Дата

В новогодние праздники компании развозят сладости для детей в интернатах. Это ложная практика. Как бизнесам действительно быть им полезными? Пять идей от активистки Анны Деревянко

інтернат /УНИАН

Праздник ко Дню святого Николая в общеобразовательной школе-интернате №2 во Львове. Фото УНИАН

Каждый год ко Дню святого Николая, на Рождество и Новый год украинские компании в рамках корпоративной ответственности закупают и развозят для поздравления детей в детдомах и интернатах пакеты со сладостями и «стандартные» наборы подарков: канцелярию, рюкзаки, игрушки. Нужно ли им именно это? Вопрос важен и требует более глубокого восприятия реальности, в которой мы живем. В какой поддержке действительно нуждаются эти дети, рассказывает коммуникационщица общественного союза «Украинская сеть за права ребенка» Анна Деревянко.

📲 45 секунд – на один пост, 20 хвилин на день, щоб дізнатися головні економічні та бізнесові новини. Підписуйтеся на Telegram-канал Forbes Ukraine, щоб економити час.

Большинство детей в институциональных заведениях в Украине (к ним относятся детские дома, интернаты, школы-санатории и другие заведения с разными «красивыми названиями») не сироты. На начало февраля 2022 года в таких учреждениях воспитывалось 104 729 детей согласно данным отчета ЮНИСЕФ и Партнерства «Каждому ребенку». Из них только 9,5% детей имели статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, все остальные имели родителей.

Если у ребенка есть родители, что же он делает в интернате? В Украине в 91% случаев ребенок попадает туда по социальным причинам, свидетельствуют данные аналитического отчета международной организации Hope end Homes for children. Преимущественно это бедность семей и отсутствие социальных услуг, которые могли бы поддержать в сложных ситуациях. Согласно данным ОО «МАРТИН-клуб», который занимается семьями в сложных жизненных обстоятельствах, только 20% детей в Украине имеют родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Поэтому украинскому бизнесу следует пересмотреть свои стратегии «корпоративной опеки». И вместо конфет – поддерживать именно семьи с детьми, чтобы не допускать ситуаций, когда социальные работники по разным причинам изымают детей из семей и отдают в интернатное учреждение.

Идеи опеки для бизнеса

Как бизнес может поддержать находящихся в институциональной системе детей? Далее пять идей, как компании могут поддержать детей в интернатах.

1. Организуйте курсы или оплатите обучение подросткам из интерната.

Уровень образования у выпускников интернатов достаточно низкий. Большинство при выборе профессии ориентируются на специальности училищ, куда отправляют детей из конкретного интерната, свидетельствуют данные аналитического отчета Hope and Homes for Children.

И вообще с профориентацией все не очень весело: 17% подростков с низким социально-экономическим статусом (низким уровнем дохода) не имеют представления, кем хотят работать в будущем (исследование PISA 2018 года).

Компании могут помочь им с курсами, после которых можно пойти работать или поступить в высшее учебное заведение. Согласно данным опроса общественной организации «Институт молодежи» в 2023 году, у молодых людей есть запрос на курсы психологии (17% опрошенных), педагогики (16%), ІТ (12%) и иностранного языка (12%).

Своеобразным подарком может быть и экскурсия на производство или в офис компании. Сотрудники могли бі рассказать о своей работе и неформально пообщаться с детьми. Такая активность показала бі новые возможности в выборе профессии.

К примеру, для учащихся программы корпоративного наставничества «Путь к успеху» специалисты компании Boeing проводят виртуальные экскурсии, а в отеле Hilton Kyiv дети узнали, кто работает в сфере гостеприимства.

Можно также проводить обучение в компании, а лучших учеников приглашать на работу. В ІТ-компании SoftServe есть корпоративный благотворительный фонд, один из его проектов – школа «ПоколениеТех». Похожие активности есть и в других компаниях ІТ-сектора.

2. Поддержать наставничество самим или проекты организаций.

Бизнес может ввести корпоративное наставничество над заведением и закрыть индивидуальные потребности детей. Либо заинтересованные сотрудники могут являться наставниками для детей в интернатах. Фактически это друг, поддерживающий, обучающий и показывающий, как вообще устроена жизнь.

Есть также неправительственные организации, внедряющие проекты наставничества. Такие как Ассоциация наставничества – там предлагают программы корпоративной социальной ответственности. С ними уже сотрудничает KFC.Ukraine, школа Fireberry barista school, школа разработки видеоигр DevPoint и другие.

3. Помочь организациям, которые занимаются детьми и семьями в сложных жизненных обстоятельствах.

В общественном секторе существуют общественные организации и благотворительные фонды, помогающие адресно семьям. Либо внедряющие проекты косвенной помощи, которые помогут детям в будущем не попасть в институционное учреждение. Бизнес может спонсировать общественную организацию, предоставляющую социальные услуги в общинах для детей с инвалидностью.

К примеру, компания Indesit проводила благотворительную акцию совместно с фондом «Сос Детские Городки» и три месяца переводили 70 гривень с каждой покупки. Средства были направлены на проекты поддержки многодетных и названных семей, детских домов семейного типа.

4. Запустить собственный благотворительный проект (если еще нет).

Бизнес может сам внедрять социальные программы. У крупных компаний есть свои благотворительные фонды, через них внедряются социальные проекты. Среди наиболее известных – Фонд Дом Рональда МакДональда. За семь лет деятельности в Украине компания направила около 100 млн грн на гуманитарные проекты.

5. Адресно помочь семьям в сложных жизненных обстоятельствах.

Список семей подскажут в ближайшей социальной службе. Можно взять под шефство одну-две семьи в кризисной ситуации. К сожалению, многие семьи из-за войны оказались без дома, работы. Есть и те, кто воспитывает ребенка с инвалидностью или нуждается в лечении.

Здесь идея заключается в поддержании семейной экосистемы. Чтобы дети росли с родителями, а не в институциональном заведении, оторванные от семьи и общества, без навыков самообслуживания и социализации. Например, год назад компания Glovo почти на 100 000 грн закупила продуктов для 94 семей. А сотрудники корпорации «Артериум» в прошлом и текущем году адресно помогают 360 детям из 155 семей – подготовили подарки по запросам малышей.

Это несколько десятков возможных вариантов помощи. Качественная поддержка детей и семей – не всегда простая и может занимать больше времени. Поэтому сначала определите, что вам больше нравится и какой бюджет у вас есть на благотворительность. Далее посмотрите, кто уже осуществляет подобные инициативы. Можете приобщиться к ним или сделать что-нибудь свое. Тогда каждая гривня пойдет на хорошее и полезное дело.

Материал подготовлен ГС «Украинская сеть по правам ребенка» при поддержке Международного фонда «Відродження». Материал представляет позицию авторов и не обязательно отражает позицию Международного фонда «Відродження».

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине