Категория
Жизнь
Дата

В новогодние праздники компании развозят сладости для детей в интернатах. Это ложная практика. Как бизнесам действительно быть им полезными? Пять идей от активистки Анны Деревянко

інтернат /УНИАН

Праздник ко Дню святого Николая в общеобразовательной школе-интернате №2 во Львове. Фото УНИАН

Каждый год ко Дню святого Николая, на Рождество и Новый год украинские компании в рамках корпоративной ответственности закупают и развозят для поздравления детей в детдомах и интернатах пакеты со сладостями и «стандартные» наборы подарков: канцелярию, рюкзаки, игрушки. Нужно ли им именно это? Вопрос важен и требует более глубокого восприятия реальности, в которой мы живем. В какой поддержке действительно нуждаются эти дети, рассказывает коммуникационщица общественного союза «Украинская сеть за права ребенка» Анна Деревянко.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Большинство детей в институциональных заведениях в Украине (к ним относятся детские дома, интернаты, школы-санатории и другие заведения с разными «красивыми названиями») не сироты. На начало февраля 2022 года в таких учреждениях воспитывалось 104 729 детей согласно данным отчета ЮНИСЕФ и Партнерства «Каждому ребенку». Из них только 9,5% детей имели статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, все остальные имели родителей.

Если у ребенка есть родители, что же он делает в интернате? В Украине в 91% случаев ребенок попадает туда по социальным причинам, свидетельствуют данные аналитического отчета международной организации Hope end Homes for children. Преимущественно это бедность семей и отсутствие социальных услуг, которые могли бы поддержать в сложных ситуациях. Согласно данным ОО «МАРТИН-клуб», который занимается семьями в сложных жизненных обстоятельствах, только 20% детей в Украине имеют родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Поэтому украинскому бизнесу следует пересмотреть свои стратегии «корпоративной опеки». И вместо конфет – поддерживать именно семьи с детьми, чтобы не допускать ситуаций, когда социальные работники по разным причинам изымают детей из семей и отдают в интернатное учреждение.

Идеи опеки для бизнеса

Как бизнес может поддержать находящихся в институциональной системе детей? Далее пять идей, как компании могут поддержать детей в интернатах.

1. Организуйте курсы или оплатите обучение подросткам из интерната.

Уровень образования у выпускников интернатов достаточно низкий. Большинство при выборе профессии ориентируются на специальности училищ, куда отправляют детей из конкретного интерната, свидетельствуют данные аналитического отчета Hope and Homes for Children.

И вообще с профориентацией все не очень весело: 17% подростков с низким социально-экономическим статусом (низким уровнем дохода) не имеют представления, кем хотят работать в будущем (исследование PISA 2018 года).

Компании могут помочь им с курсами, после которых можно пойти работать или поступить в высшее учебное заведение. Согласно данным опроса общественной организации «Институт молодежи» в 2023 году, у молодых людей есть запрос на курсы психологии (17% опрошенных), педагогики (16%), ІТ (12%) и иностранного языка (12%).

Своеобразным подарком может быть и экскурсия на производство или в офис компании. Сотрудники могли бі рассказать о своей работе и неформально пообщаться с детьми. Такая активность показала бі новые возможности в выборе профессии.

К примеру, для учащихся программы корпоративного наставничества «Путь к успеху» специалисты компании Boeing проводят виртуальные экскурсии, а в отеле Hilton Kyiv дети узнали, кто работает в сфере гостеприимства.

Можно также проводить обучение в компании, а лучших учеников приглашать на работу. В ІТ-компании SoftServe есть корпоративный благотворительный фонд, один из его проектов – школа «ПоколениеТех». Похожие активности есть и в других компаниях ІТ-сектора.

2. Поддержать наставничество самим или проекты организаций.

Бизнес может ввести корпоративное наставничество над заведением и закрыть индивидуальные потребности детей. Либо заинтересованные сотрудники могут являться наставниками для детей в интернатах. Фактически это друг, поддерживающий, обучающий и показывающий, как вообще устроена жизнь.

Есть также неправительственные организации, внедряющие проекты наставничества. Такие как Ассоциация наставничества – там предлагают программы корпоративной социальной ответственности. С ними уже сотрудничает KFC.Ukraine, школа Fireberry barista school, школа разработки видеоигр DevPoint и другие.

3. Помочь организациям, которые занимаются детьми и семьями в сложных жизненных обстоятельствах.

В общественном секторе существуют общественные организации и благотворительные фонды, помогающие адресно семьям. Либо внедряющие проекты косвенной помощи, которые помогут детям в будущем не попасть в институционное учреждение. Бизнес может спонсировать общественную организацию, предоставляющую социальные услуги в общинах для детей с инвалидностью.

К примеру, компания Indesit проводила благотворительную акцию совместно с фондом «Сос Детские Городки» и три месяца переводили 70 гривень с каждой покупки. Средства были направлены на проекты поддержки многодетных и названных семей, детских домов семейного типа.

4. Запустить собственный благотворительный проект (если еще нет).

Бизнес может сам внедрять социальные программы. У крупных компаний есть свои благотворительные фонды, через них внедряются социальные проекты. Среди наиболее известных – Фонд Дом Рональда МакДональда. За семь лет деятельности в Украине компания направила около 100 млн грн на гуманитарные проекты.

5. Адресно помочь семьям в сложных жизненных обстоятельствах.

Список семей подскажут в ближайшей социальной службе. Можно взять под шефство одну-две семьи в кризисной ситуации. К сожалению, многие семьи из-за войны оказались без дома, работы. Есть и те, кто воспитывает ребенка с инвалидностью или нуждается в лечении.

Здесь идея заключается в поддержании семейной экосистемы. Чтобы дети росли с родителями, а не в институциональном заведении, оторванные от семьи и общества, без навыков самообслуживания и социализации. Например, год назад компания Glovo почти на 100 000 грн закупила продуктов для 94 семей. А сотрудники корпорации «Артериум» в прошлом и текущем году адресно помогают 360 детям из 155 семей – подготовили подарки по запросам малышей.

Это несколько десятков возможных вариантов помощи. Качественная поддержка детей и семей – не всегда простая и может занимать больше времени. Поэтому сначала определите, что вам больше нравится и какой бюджет у вас есть на благотворительность. Далее посмотрите, кто уже осуществляет подобные инициативы. Можете приобщиться к ним или сделать что-нибудь свое. Тогда каждая гривня пойдет на хорошее и полезное дело.

Материал подготовлен ГС «Украинская сеть по правам ребенка» при поддержке Международного фонда «Відродження». Материал представляет позицию авторов и не обязательно отражает позицию Международного фонда «Відродження».

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине