Стремление отстраниться от политики и государства в современных условиях не является продуктивным, а тезисы типа «мы вне политики» или «нас это не касается» больше не работают. Эта война освободительная, а победой в ней должно стать независимое украинское государство нового качества. Как бизнес может приобщиться к развитию именно такой Украины, рассказывает по собственному опыту трансформации государственной службы Александр Стародубцев, заместитель руководителя аппарата Национального агентства по предотвращению коррупции.
«У нас состоялось «присвоение» армии, но пока не состоялось «присвоение» государства», – отметил в одном из интервью Евгений Глебовицкий, преподаватель Украинского Католического Университета.
Во время учебы на военной кафедре в 90-х я обратил внимание на то, что наши преподаватели даже не пытались скрыть своего лояльного отношения к взяточничеству. Схожим было отношение общества к многочисленным скандалам вокруг имущества Минобороны в начале 2000-х и 2010-х.
Армия в тогдашней социально-политической действительности выглядела забавной, высмеянной в анекдотах о слабоумных прапорщиках, ворах-завхозах и генералах, которым срочники строят дачи вместо того, чтобы выкладываться на полигонах. Соответственно, искренние и одновременно наивные намерения юноши пойти служить в армию вызывали разве что участливую улыбку у тех, кто знал о тогдашних армейских реалиях.
Когда в 2014 году Россия пошла на Украину войной, отношение украинцев к военным изменилось. Правда, не ко всем. Мы изо всех сил поддерживали добровольцев и волонтеров, однако продолжали скептически относиться к регулярной армии, не без основания считая всю ее хозяйственно-административную структуру коррумпированной, а потому мало на что способной.
Мы не могли сполна воспринимать свою армию. Она все еще оставалась для нас обломком советщины, наследием прошлого, от которого мы пытались отделиться.
Полномасштабный взлом
Все изменилось 24 февраля 2022 года. Уязвимость украинской армии стала вызовом для всей страны. Общество больше не могло мириться со своим отношением к ней и в одночасье «усвоило» ее со всеми проблемами и недостатками.
Никто не выбирал, в ряды каких именно формирований мобилизоваться. Волонтеры и фонды закрывали все запросы независимо от воинской части или рода войск.
Результатом такого «присвоения» стало то, что мы все в определенном смысле стали армией, остановили врага, а на нескольких направлениях отбросили его назад. Впереди нас ждут большие победы на поле боя именно потому, что многие украинцы стали армией.
Проекция на государство
Теперь так должно произойти со всем государством Украина. Для того чтобы удержаться сегодня и в дальнейших геополитических противостояниях, нам необходим опыт «собственности» вооруженных сил экстраполировать на все государство, основой которого является публичная служба – так называемые чиновники и «бюджетники».
Многотысячный штат украинских служащих, у многих украинцев вызывающий недоверие и желание отмежеваться, должен быть «присвоен» нами так же, как вооруженные силы. Стремление отстраниться от политики и государства в современных условиях не продуктивно, а тезисы типа «мы вне политики» или «нас это не касается» больше не работают.
Ведь за что мы вообще воюем? У меня есть гипотеза, что эта война освободительная. А значит, победой в ней должно стать независимое украинское государство нового качества. Добродетельная способная публичная служба. С акцентом на слове «служение». Другими словами – государственная машина, гарантирующая безопасность, справедливость и возможности для самореализации граждан. Именно это стратегическая цель в этой освободительной войне.
Как человек, почти 10 лет находящийся в украинском правительстве, знаю, насколько мы сейчас далеки от вышеупомянутой добродетельной и состоятельной публичной службы. Но еще большей проблемой является то, что украинское общество пока не готово к «присвоению» всего государства и его чиновничьего аппарата. К сожалению, для осознания необходимости «собственности» армии нас побудило военное вторжение РФ. Надеюсь, повод для «присвоения» публичной службы будет менее драматичным.
Как помочь публичной службе
Придя в публичную службу из частного сектора и на собственном опыте убедившись, насколько общие принципы менеджмента могут быть полезны в государственных институтах, у меня есть несколько идей для украинских бизнесменов.
Они могут стать ориентиром для владельцев и топ-менеджеров компаний, как без чрезвычайных усилий и дополнительных затрат помочь сделать публичную сферу в Украине эталоном служения.
Четыре направления, из которых каждый бизнес может выбрать для себя самый удобный.
1. Помочь с управленческой способностью.
Управленческая способность (англ. management capacity) является наибольшей проблемой публичного сектора. Люди, которые годами были закованы миллионом правил и избирательностью наказания со стороны правоохранителей, часто впадают в состояние «паралича анализа». Они не могут оценить ситуацию и принять верное решение.
Посоветуйте знакомому руководителю государственной организации создать неформальную группу советников и периодически проводить оценку ситуации и прогресса. Этот инструмент не работает без запроса от руководителя, однако из тысячи государственных организаций точно найдется кто-то, кто нуждается в такой помощи.
2. Делать свои компании добродетельными.
Любую организацию можно усовершенствовать в плоскостях добродетели (integrity) и способности. С добродетелью в любой организации (не только государственной) работают две функции: compliance и HR. Речь не только о дополнительных антикоррупционных правилах, но и об этике, морали и социальных нормах.
В Украине ситуация с коррупцией кардинально изменится, когда воровать станет не только страшно, но и стыдно. НАПК работает с публичным и частным секторами методологической и консультационной помощи, будем рады поделиться своими наработками.
3. Интересоваться политикой и формировать свою осведомленность и позицию.
Это самый большой вызов для всего гражданского общества. Последние 30 лет бизнес и граждане находятся под влиянием навязанного нарратива – мол, «политика – это грязное дело» и «честному человеку в ней не место».
Пока мы не справимся с этими предубеждениями и не осознаем, что политика начинается с «чатика» ОСМД в соцсетях, не сможем ставить адекватные задачи и оценивать прогресс украинского публичного сектора.
С этого начинается осознание собственных политических прав и обязанностей.
4. Активно брать на работу людей из публичного сектора и без колебаний отдавать своих работников в публичный сектор.
Изменение корпоративной культуры – это та трансформация, в которой нуждается вся украинская публичная служба. Приведу пример трансформации НАПК, прошедшей сложный путь перестройки внутренней культуры.
Перезагрузка началась с определения стратегии, в которой приоритетом является добродетельная власть, а общество – клиентом. Так НАПК начала свой путь от государственного органа старого совкового образца к органу с открытой корпоративной культурой, который базируется на таких ценностях, как добродетель, взаимодействие, развитие, ответственность и амбициозность.
Рекрутеры агентства постоянно подбирают людей с ценностями, так создается команда государственных служащих нового образца с необходимой мотивацией. Для этого ввели уникальную для госорганов процедуру рекрутинга, которая, в частности, предусматривает проведение интервью по компетенциям.
В агентстве активно применяется разработанная модель компетенций не только в рекрутинге, но и при проведении оценки (assessment) для продвижения по службе.
С другой стороны, в НАПК отсутствует политика содержания специалистов: мы без ревности отпускаем людей в другие органы власти, поскольку верим, что они будут дальше нести нашу корпоративную культуру и наше понимание смыслов публичной службы.
То есть взаимообмен людей с частным сектором – важная составляющая трансформации публичной службы. С одной стороны, это расконсервирует публичную службу и поспособствует инновациям. С другой – даст большому количеству людей понимание механизмов государственного управления, снимая имеющиеся предубеждения. Принимая к себе работников из публичного сектора, бизнес лучше понимает, что там происходит. А отдавая своих работников в публичный сектор, приобщается к построению успешного государства.
Есть множество возможностей для сотрудничества публичного и частного секторов в интересах построения успешной страны. Например, советы профессиональных бизнес-HR при местных общинах смогут «без бюджета» решать вопросы кадрового голода и культурных трансформаций. Так же, как релокация бизнеса в адекватные общины с уплатой там налогов будет стимулировать местные власти «бороться» за бизнес.
Сегодня уже все понимают, что старая постсоветская государственная машина сломалась, и Украина нуждается в новых инструментах управления в публичном секторе. О механизмах применения этих инструментов в разных областях государственной службы мы можем публично дискутировать. Лишь замечу, что все они должны основываться на понимании необходимости «присвоения» своего государства. «Без этого мы не выиграем ни войны, ни мира», – как отметил украинский предприниматель и общественный деятель Валерий Пекарь.
Нынешняя российская агрессия стала возможна именно из-за нашего отношения к своему государству. Ибо если относиться к нему как к «не своему», оно становится сначала мишенью и, наконец, добычей врага. На страны с сильными правительствами враги нападать не решаются.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.