Если вы руководитель, то не нужно бояться потерять талантливых сотрудников, нужно начинать менять свое отношение к тому, как должна жить компания.
Миллионы украинцев уехали от войны за границу. Вопрос «как вернуть людей?» я слышу почти на каждой встрече с предпринимателями и руководителями бизнеса. Чтобы найти хороший ответ, нужно задавать правильный вопрос. А именно не «как ВЕРНУТЬ?», а «как УДЕРЖАТЬ людей в компании?». Заменяем одно слово, но меняется парадигма. И решение приходит само.
Современные, особенно талантливые, люди решают, где жить, принимая во внимание три фактора: безопасность, лайфстайл и смыслы. Война подтолкнула почти каждого украинца пересмотреть эти составляющие. Проблема для работодателей – оценка каждого человека всегда субъективна. Кто-то чувствует себя защищенным, потому что рядом есть бомбоубежище, а кто-то только тогда, когда пересек границу.
Не путайте лайфстайл с устаревшим понятием «ворк-лайф-беленс». Никому уже не нужен баланс, никто не хочет разделять жизнь и работу. Люди хотят просто жить, в том числе и на рабочем месте. И это провоцирует вопрос о смысле каждой задачи на работе. Не обязательно искать глобальный смысл жизни, достаточно иметь его хотя бы до обеда. Работодателю все сложнее будет удовлетворить ментальные потребности талантливых людей, среди которых основным возрастающим трендом является запрос на свободу.
А одной из современных форм свободы является мобильность. Человечество переживает сегодня квантовый скачок, говорит Ярослав Грицак. Колоссальные изменения технологий уже существенно влияют на нашу привычную жизнь и нашу мобильность. Война действительно стала лишь толчком. Мощным, безапелляционным стимулом, когда трудно спорить с инстинктивной потребностью в безопасности, особенно если речь идет о твоих детях. Но тренд «жить на несколько стран» появился гораздо раньше. Успех давно не измеряется только цифрами, один из самых важных критериев – способность жить мобильно.
Этот тренд становится модным, его уже не остановить. Понятие «свобода=мобильность» будет присутствовать у каждого слоя общества, но со своим содержанием и адаптированными формами. Можно жить и в одной стране, но в нескольких городах. Или жить в одном городе, но работать в другом. А для кого-то мобильность – это просто гибкий график работы.
Если вы руководитель, то не нужно бояться потерять талантливых сотрудников, нужно начинать менять свое отношение к тому, как должна жить компания. Чтобы свободного человека удержать, его нужно отпустить. Предоставить ему свободу.
Что конкретно меняет тренд «свобода=мобильность»:
1. Компания – это прежде всего идея, а не офис. Смыслы и увлекательные идеи важнее дизайна интерьера. Руководитель – это продавец смыслов, часто повторяет старшая вице-президент SoftServe Рената Делпорте. Конкурентным преимуществом компании становится лидер, имеющий увлекательное видение и умеющий коммуницировать его команде, формировать смысл совместной работы и поддерживать веру людей в цели компании. Создавать с работы содержательную жизнь.
2. Структура компании – это не хед-фронт-бэк офис. Это люди онлайн, офлайн и на бленд-формате. Выбор как работать – новая форма привилегий, новая опция в соцпакете менеджера.
3. Лояльность к городу или стране побеждает лояльность к компании. В моей юности мы говорили о компаниях, в которых мечтали работать. Сейчас молодежь говорит о странах или городах. Сначала выбирают их, а затем работу.
4. Офисы все больше становятся похожими на коворкинги без закрепленных рабочих мест. Это новая норма.
5. Производительность дистанционной работы растет. Имитация труда здесь почти невозможна, а профессиональный уровень проявляется быстрее. Гибкость компании в отношениях с людьми – теперь ключевое конкурентное преимущество. И, похоже, это понимает даже государство. В июле Верховная Рада «легализовала» фрилансеров и значительно либерализировала Трудовой кодекс.
Еще в 1980-е годы американский футуролог Джон Несбит спрогнозировал, что в ХХІ веке мы начнем жить в новом концептуальном пространстве, объединенные компьютерами и другой электроникой. Это становится новой реальностью. Сегодня компания – это прежде всего идея, существующая в концептуальном пространстве.
Не столь важно, сколько талантливых украинцев вернется, важнее, чтобы подавляющее большинство сохранило непоколебимую ментальную связь с Родиной. И чтобы даже у тех, кто будет жить на две-три страны, Украина занимала главное место. И в сердце, и в рабочем календаре
Telegram-канал Forbes, ультимативный гид в мире украинского бизнеса. Присоединиться
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.