2 ноября профильный комитет Верховной Рады утвердил проект госбюджета на 2023 год в финальной редакции. Ожидается, что Верховная Рада рассмотрит документ в течение недели. Как изменились основные показатели госбюджета по сравнению с принятым в первом чтении проектом и к каким статьям у специалистов есть вопросы?
Правительству удалось подготовить госбюджет на 2023 год в крайне сжатые сроки. «В феврале мы планировали на один час, а сейчас планируем на год вперед – это значительное достижение», – сказал первый заместитель министра финансов Украины Денис Улютин, выступая на мероприятии Центра экономической стратегии (ЦЭС) «Обзор проекта государственного бюджета на 2023 год».
Главная особенность проекта – экономия почти на всем, кроме армии и безопасности. 40% средств, или более 1 трлн. грн., будут направлены на эти направления. «Остальные расходы госбюджета будут финансировать доноры», – констатирует заместитель директора ЦЭС Мария Репко.
Другая особенность – неуверенность макропрогнозов и высокая вероятность изменений на протяжении 2023-го. Проект бюджета, за который Рада будет голосовать в начале ноября, уже существенно отличается от документа, представленного Минфином в сентябре. Он основан на более оптимистичных ожиданиях относительно инфляции и курса и более пессимистичном видении темпов роста ВВП. Часть корректив правительство внесло после октябрьских консультаций с МВФ, сообщил глава Верховной Рады Руслан Стефанчук.
Что изменилось в финальной редакции госбюджета по сравнению с прошедшим первое чтение документом в сентябре?
Инфляция и курс стали лучше, рост ВВП будет слабее
Ожидания по экономике, от которых зависит доходная часть бюджета, сместились в сторону консервативного сценария. Согласно проекту, ВВП вырастет на 3,2% (вместо 4,6%), до 6279 млрд грн, или на 120 млрд грн меньше, чем планировали первоначально. Причина – массированные ракетные удары по энергетической инфраструктуре в октябре, что негативно влияет на бизнес-активность, которая будет более низкой, объясняет Репко из ЦЭС.
В то же время правительство прогнозирует меньшую инфляцию – 28%, а не 30,6% на конец года. Этот показатель пересмотрели, поскольку украинская экономика оказалась более устойчивой, чем ожидалось в начале бюджетного цикла, говорит Репко.
Более оптимистично правительство смотрит и на курс. По новому прогнозу, к концу 2023-го стоимость доллара вырастет до 45,8 грн/$ (в первом варианте закладывали 50 грн/$). В пояснительной записке правительства говорится, что это обусловлено «более оптимистичными ожиданиями финансовой поддержки со стороны международных партнеров», говорится в обзоре Центра анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономики (КШЭ). Предположение о среднегодовом значении обменного курса осталось без изменений – 42,2 грн/$.
Без корректировки остались социальные расходы и показатели минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Они остаются на уровне декабря текущего года. С 1 октября минимальную зарплату повысили до 6700 грн (+200 грн), прожиточный минимум на одного человека в месяц составляет 2589 грн.
Снова дороги и телемарафон. На что правительство будет тратить деньги в 2023-м
Доходы госбюджета тоже пересмотрели: они составят 1,3 трлн грн, или +50 млрд грн. Откуда рост, если темпы экономического роста, инфляция и курс были пересмотрены?
Во-первых, ожидаемый объем прибыли НБУ, которую он ежегодно перечисляет в госбюджет, вырос по сравнению с сентябрьской редакцией сразу на 51,6 млрд грн, до 71 млрд грн. Такой расчет Минфин предоставил сам Нацбанк.
Во-вторых, правительство заложило увеличение доходов от налогов, которого не было в проекте к первому чтению:
- импортный НДС +27,1 млрд грн;
- НДФЛ +14,8 млрд грн;
- акциз из горючего +7 млрд (за счет увеличения акцизного налога с 7% до 20% );
- гранты +0,4 млрд грн.
В то же время доходы от налога на прибыль уменьшатся на 21,3 млрд грн, от внутреннего налога на добавленную стоимость – на 6 млрд грн.
Расходная часть госбюджета тоже выросла – на 66,8 млрд грн ко второму чтению. Общие расходы составят 2,6 трлн грн. При этом планируемый объем средств на национальную безопасность и оборону не изменился и составляет 1,14 трлн грн. Это в четыре раза больше, чем было заложено в госбюджет-2022.
Рост расходов произошел за счет увеличения финансирования пенсий (+38,9 млрд грн), ликвидации последствий вооруженной агрессии России (строительство, ремонты, покупка людям жилья), льготных ипотечных кредитов ВПЛ и т.д. «Мы увеличили расходы Пенсионного фонда, чтобы полностью обеспечить индексацию пенсий в следующем году», – пояснил замминистра финансов Улютин. Следовательно, на пенсии и социальные выплаты правительство заложило почти 874 млрд грн.
Больше всего ко второму чтению увеличилось финансирование следующих ведомств:
- Министерство развития общин и территорий Украины +25% (+2 млрд грн на Госфонд регионального развития);
- Министерство культуры +22% (+1,6 млрд грн);
- Верховный Суд +14% (+245,4 млн грн);
- «Укравтодор» +12% (+6,7 млрд грн, почти на 2,5 млрд грн выросла субвенция местным бюджетам);
- Министерство социальной политики +10% (+38,9 млрд грн).
Во втором чтении появились несколько новых бюджетных программ, средства на которые не были заложены в предыдущем варианте. Так, на Государственный фонд регионального развития было выделено 2 млрд грн. Средства нашли за счет уменьшения расходов Резервного фонда, объясняют аналитики КШЭ.
На восстановление поврежденного имущества и меры по обеспечению безопасности дорожного движения – 1,8 млрд грн. Появилась программа для восстановления разрушенных или поврежденных медучреждений – 422 млн грн. Источником финансирования станет грант Всемирного банка. На оздоровление детей в детских учреждениях предусмотрено дополнительные 296,5 млн грн.
Бюджет Государственного дорожного фонда «подрос» на 7 млрд грн и составит 64,3 млрд грн. До 9,2 млрд грн, или на 22%, увеличили размер расходов Минкультуры. Это произошло за счет увеличения финансирования «телемарафона». На производство и трансляцию телерадиопрограмм для госпотребностей заложили 1,94 млрд грн против 535 млн грн в первом чтении.
Также ко второму чтению увеличили финансирование политических партий – 519,4 млн грн.
Откуда брать деньги для госбюджета–2023
Дефицит бюджета расширился ко второму чтению на 16,7 млрд грн. Он составит 20,6% ВВП (в первом чтении было 20%). Объем госдолга на конец 2023 года составит 102% ВВП.
Дефицит будут перекрывать денежными средствами иностранных партнеров. Для этого планируется привлечь $38 млрд от ЕС, США, МВФ и других доноров.
Риск того, что средства партнеров будут поступать с опозданием, сохраняется. У правительства были надежды на финансирование МВФ, но пока речь идет о мониторинговой программе, которая не предусматривает денег. Ее главная идея состоит в том, что МВФ готовит макрофинансовую рамку и политики, которые нужно будет внедрять правительству, а деньги на это дают другие страны.
«Выглядит так, что эта программа направлена на восстановление, а не на финансирование, тогда как деньги нужны нам уже «на вчера», – заключает эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.