Верховная Рада не смогла вернуть обязательное декларирование для депутатов и чиновников в довоенном формате. Реестр будет закрыт для общественности. Почему так произошло и как теперь госчиновники будут отчитываться о своих доходах
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
5 сентября Верховная Рада (ВР) вернула обязательное декларирование доходов для государственных чиновников. До последнего финальная редакция законопроекта №9534 была неопределенной: в парламенте шли дискуссии о том, следует ли делать реестр деклараций публичным, как и было до полномасштабной войны.
Днем ранее антикоррупционный комитет ВР поддержал возобновление декларирования в закрытом для общественности формате. Аналогичное решение было принято и на заседании глав фракций, рассказывает заместитель председателя антикоррупционного комитета Ярослав Юрчишин.
Шанс открыть реестр был перед самым голосованием в зале парламента, однако соответствующая поправка в закон набрала лишь 199 голосов нардепов при необходимых 226.
Как теперь будет функционировать декларирование, отсутствующее более полутора лет?
Почему декларации закрыли от общественности
Принятый в июле в первом чтении законопроект предусматривал возобновление декларирования в почти довоенном формате. До финального голосования концепт кардинально поменялся.
Финальный документ предусматривает, что сам процесс декларирования будет возобновлен, но доступ к данным будут иметь только правоохранители и Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК). Ни журналисты, ни общественность не будут иметь доступ к декларациям в течение года или до конца военного положения при условии, что оно закончится раньше.
Минюст согласовал формат закрытого реестра с Международным валютным фондом (МВФ), говорит министр юстиции Денис Малюська. Возвращение декларирования является одним из условий действующей программы МВФ. «В меморандуме нет нормы о публичности реестра, международные партнеры на этом не настаивали», –отмечает Малюська.
Согласно закону, нардепы должны подать декларации сразу за два года (2021-й и 2022-й), а в апреле начнется подача деклараций за 2023-й. Это создает риск того, что в НАПК, занимающемуся анализом деклараций на предмет незаконного обогащения должностных лиц, просто не хватит ресурсов обработать такой массив данных, считает заместитель исполнительного директора Центра противодействия коррупции (ЦПК) Елена Щербань.
«Если проанализировать уголовные дела на предмет лжи в декларациях и незаконного обогащения – это результаты журналистских расследований, – добавляет она. – Сейчас НАБУ и САП могут инициировать уголовное дело только на основе информации НАПК».
Нардепы из антикоррупционного комитета тоже критично относятся к закрытию реестра. «Под прикрытием войны нардепы создали для себя более комфортные условия декларирования, обезопасившись от внимания общественности», – говорит Юрчишин. Он поддержал поправку о полном открытии реестра деклараций.
Чем оправдано закрытие реестра? «Это связано с ситуацией безопасности», – объясняет Малюська. Норма возникла по просьбе чиновников, проживающих на прифронтовых территориях и родственники которых могут быть в опасности, отметил в Telegram глава фракции «Слуга народа» в ВР Давид Арахамия.
Еще в сентябре 2022-го он зарегистрировал в ВР другой законопроект, предусматривавший возобновление декларирования практически в довоенном формате. Документ не продвигался почти все это время из-за отсутствия поддержки со стороны нардепов, которые не слишком хотели разглашать свои доходы, рассказывали в конце июля два собеседника Forbes среди нардепов, причастных к обсуждению процесса.
Закрытый формат не повлияет на качество проверки деклараций, считает глава Минюста. «Декларация подлежит полной проверке, – подчеркивает Малюська. – В случае нарушений НАБУ и САП будут привлекать виновных к уголовной ответственности, а НАПК и суды – к административной».
Предостережения к полному открытию реестра были и у главы НАПК Александра Новикова. Даже при полном открытии реестра нужно было бы учесть риски, в том числе для мобилизовавшихся в ряды ВСУ чиновников или вынужденно оставшихся на оккупированных территориях, уточняет Новиков. «Закрытие этой информации (в ручном режиме, – Forbes ) могло бы занять от полугода до года работы не только у специалистов НАПК, но и у IТ-департамента Минобороны», – говорит он.
В НАПК вместо этого предлагали открыть реестр деклараций 1000-2000 топ-чиновников, в том числе нардепов, представителей правительства и т.д., но эту правку не учли нардепы, добавляет Новиков.
Что будет далее с декларированием
Кроме закрытия реестра, в финальную редакцию закона попало еще несколько нежелательных поправок, говорит Щербань из ЦПК. К примеру, чиновники могут не декларировать жилье, аренду которого компенсирует государство, если жилье объекта не превышает 75 кв. м, отмечает она.
Также, подавая декларацию, можно не указывать адрес одного объекта недвижимости за границей, где проживают члены семьи. «Россияне очень активны в своих операциях за границей и могут через членов семей передавать «приветы» и влиять на нардепов», – комментирует такую правку министр юстиции Малюська.
Вместе с тем должна быть указана страна, регион, площадь и тип пользования недвижимостью. По этой информации можно установить, имел ли чиновник средства на такой актив, добавляет Малюська.
Среди положительных изменений – в субъекты декларирования внесли членов военно-врачебных комиссий и глав территориальных центров комплектования.
Отдельная правка, касающаяся декларирования, принята в другом законопроекте №9587-д. Она касается избегания ответственности, если должностное лицо не задекларировало имущество стоимостью до 1,3 млн грн. Максимальное наказание за такое нарушение – штраф, но без увольнения с должности, говорит Щербань.
Возможны ли дальнейшие изменения в законодательстве о декларировании? Да, в случае давления со стороны международных партнеров и общественности, считает Юрчишин. «Это не новость, что в уже принятые законы могут вноситься правки», – добавляет он.
В Минюсте надеются, что большинство нардепов добровольно обнародуют свои декларации, говорит Малюська. «Если этого не произойдет, можно ожидать, что международные партнеры будут ожидать уменьшения срока действия закрытого формата декларирования», – добавляет министр юстиции.
Подавать декларации добровольно можно и сейчас, правда, госчиновники не слишком пользовались этой опцией. По данным НАПК, декларации за 2021-й подали 50 нардепов, пять членов правительства и три топ-чиновника из Офиса президента.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.