Украинцы по-прежнему сталкиваются с отказами банков или обменников в приеме наличной валюты. Нацбанк утверждает, что соответствующих жалоб стало гораздо меньше, но признает, что проблема до сих пор существует. Почему и как ее планируют решать
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев в течение последней недели получил более 1000 обращений граждан относительно проблем с обменом наличной валюты. Об этом он рассказал на специальном заседании своего комитета 5 июля, на который также были приглашены представители НБУ, банков, обменников и Нацполиции.
Представители Нацбанка не отрицают наличие проблемы, несмотря на то, что регулятор еще 20 июня ввел более жесткие требования к валютообменным операциям банков и небанковских финучреждений. Впрочем, жалоб в разы меньше, чем в июне, когда ажиотаж вокруг валютообмена достиг пика, отметил во время встречи в комитете Рады заместитель главы НБУ Юрий Гелетий.
Действительно ли сложности с обменом старых или изношенных купюр сохраняются и как нардепы и регуляторы предлагают решать проблему?
Где и почему могут не принять старые и изношенные банкноты
3 июля помощник нардепа Андрея Холодова не смог обменять в ПриватБанке евро, хотя купюры не имели признаков значительного износа, рассказал депутат во время заседания комитета. Сотрудники банка сослались на отсутствие достаточного количества наличной гривны, однако и положить валюту на депозит также отказались, добавил Холодов.
НБУ тоже фиксирует подобные ситуации, но жалоб гораздо меньше, чем несколько недель назад. «Если в середине июня в течение трех-четырех дней мы получали около 400 письменных обращений, то по состоянию на прошлую неделю речь идет о менее 100 обращениях», – отметил Гелетий.
В основном жалобы касаются работы обменников, уточнил другой заместитель главы регулятора Дмитрий Олейник. «По банкам жалоб почти нет», – сказал он.
В чем заключается проблема с обменом валютной налички и как НБУ пытался ее решить
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
С конца мая клиенты обменников и банков начали жаловаться на массовые отказы принимать старые банкноты (1996 года выпуска и более старые) или требования дополнительных комиссий. То же было и с банкнотами, которые имели признаки повреждения и износа.
20 июня НБУ объявил о дополнительном регулировании обмена наличных денег. «Все банкноты, подлинность которых подтверждена с использованием счетчиков и детекторов, должны приниматься в обмен», – говорится в сообщении регулятора.
Это должно исключить человеческий фактор, уточнил в сообщении на Facebook глава Нацбанка Андрей Пышный. «Кассир не может на глаз оценивать подлинность банкнот или их состояние и отказывать в операции, потому что ему показалось, что где-то не совпадает рисунок или не такой цвет», – отметил он.
После новшеств от НБУ учреждениям, которые продолжат подобную практику, грозят штрафы. НБУ обещает квалифицировать это не только как несоблюдение регуляторных требований, но и потенциальный признак мошеннической деятельности. Максимальные штрафы:
- к банкам – до 400 000 грн (за существенные нарушения планируется увеличение);
- к небанковским финучреждениям – до 5% от размера собственного капитала.
Помимо штрафов, НБУ может остановить для финучреждения право осуществлять отдельные виды валютных операций.
Почему проблемы остаются? НБУ видит следующие причины:
- Эффект замкнутого круга: клиенты столкнулись с проблемой обмена старых и незначительно изношенных купюр, поскольку стали чаще требовать у банков и обменников при обмене новые и неизношенные банкноты. И те, в свою очередь, еще чаще стали отказывать клиентам в обмене более изношенных банкнот.
- Проблема с продажей валюты небанковскими учреждениями банкам, в том числе на условиях инкассо. На это на заседании комитета в Раде жаловались представители обменного бизнеса.
- Проблемы с логистикой при вывозе значительно изношенных купюр за границу.
Как решить проблему обмена валютной налички
Нацбанк проверяет небанковские финансовые учреждения, по которым получал жалобы, сказал на комитете заместитель главы регулятора Олейник. Это около шести крупнейших групп на рынке, уточнил он.
Проверки (тайный покупатель, пытающийся сдать банкноты) продлятся на этой и следующей неделе, в случае выявления системных нарушений НБУ будет принимать меры влияния. Санкция по обменникам – штраф до 5% от капитала компании или лишение лицензии, для банков за системность нарушений – штраф 1 млн грн, отметил Олейник. Пока ни банки, ни обменники регулятор еще не штрафовал.
Также НБУ обратился к четырем крупнейшим операторам рынка валютообмена (ПриватБанку, Ощадбанку, ПУМБу и Райффайзен Банку) с «настойчивой просьбой» заключить договоры с сетями обменных пунктов для приема приобретенной у населения валюты, добавил замглавы НБУ Алексей Шабан. Это связано с жалобами обменников, что банки также иногда отказываются принимать от финкомпаний старые или незначительно изношенные банкноты.
Почему это обостряет проблему? В условиях, когда клиенты отказываются брать валюту из-за износа или года выпуска, обменники могут положить ее в банк на счет юрлица и в случае необходимости снимать с него средства в гривне. Специально, чтобы обменники могли подкрепить гривней свои кассы, НБУ убрал для финкомпаний ограничение в 100 000 грн в день на снятие со счетов, действующее для юрлиц. Следовательно, обменники не должны иметь проблем с покупкой за гривну любой валюты у населения.
Что касается инкассо, в течение двух недель к перечню учреждений, производящих такие операции, прибавится ПриватБанк, заявил Шабан.
Клиентов, продающих валюту, представители НБУ призывают обращаться с детальными жалобами – где, кто и какие банкноты отказался принимать. Заместитель главы финкомитета Рады Александр Ковальчук предложил прямо на кассах банков или обменников разместить данные с телефоном горячей линии НБУ или QR-код, по которому клиент мог бы на месте пожаловаться на банк или обменник. Чиновники Нацбанка пообещали проработать эту идею.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.