Украинское криптосообщество ждет новый законопроект о виртуальных активах – более подробный, чем действующий закон, подписанный президентом 15 марта 2022 года, и более гармонизированный с регулированием в Европе. Forbes узнал, чем он будет отличаться от предыдущего закона и как связан с европейскими требованиями для криптовалют МіСА.
Украинские законодатели завершают подготовку обновленного законопроекта о виртуальных активах, который, вероятно, будет принят в конце года. Регулирование в Украине, которое распространится и на криптотрасль, будет построено на европейских нормах MiCA, принятых 20 апреля.
Новое законодательство будет более подробно описывать профильные понятия о цифровых активах и заложит основные принципы налогообложения в отраслях, касающихся, в частности, криптовалют.
Однако это окончательно не решит ключевых проблем оказавшейся в серой зоне индустрии и фактически не может функционировать в Украине из-за неформальных ограничений со стороны банков. Во-первых, Европа только в июле примет окончательную редакцию MiCA. Во-вторых, украинскому парламенту необходимо ввести соответствующие изменения в Налоговый кодекс, что может затянуть процесс.
Какие изменения ожидают криптоиндустрию Украины и как воспринимают будущую регуляцию отрасли игроки рынка?
Как законодатели переписывают старый закон о виртуальных активах
Первый шаг в регулировании виртуальных активов украинский парламент сделал в прошлом году, приняв профильный закон №2074-IX. Это был обязательный этап евроинтеграции. В марте 2022-го его подписал президент, однако документ так и не вступил в силу. Главным условием для этого были изменения в налоговом законодательстве по налогообложению виртуальных активов. Они так и не были внесены.
От предыдущего законопроекта решили отказаться. Причина – начавшееся год назад обсуждение единых правил регулирования криптоактивов в Совете ЕС. 20 апреля Европарламент утвердил МіСА – первые в мире требования к криптоактивам. «Украина постепенно интегрируется в евросообщество, поэтому лучше сразу синхронизировать законодательство по регулированию криптоактивов с европейским», – объяснял минувшей осенью заместитель министра цифровой трансформации Украины Александр Борняков.
Над обновленным законопроектом работает Консультационный совет по вопросам регулирования виртуальных активов, включающий специалистов Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), Министерства цифровой трансформации, Нацбанка, финансового комитета Верховной Рады, правоохранителей и игроков крипторынка. Консультантом выступает компания Ernst & Young и USAID Financial Sector Reform, рассказал член НКЦБФР Юрий Бойко. Документ представят в ближайшее время, говорит он.
Предыдущий законопроект был общим и рамочным и предполагал, что регулированием рынка виртуальных активов будет заниматься Минцифры, говорит первый заместитель председателя финкомитета Рады Ярослав Железняк. «Новый вариант закона будет более основательным и подробным, чем предыдущий, с акцентом на налогообложении цифровых активов, в частности криптовалют, а регулирование рынка перейдет к НКЦБФР», – объясняет он.
Рабочая группа рассматривает несколько вариантов изменений в налоговом законодательстве, добавляет Железняк. Вероятнее всего, речь пойдет о формуле налогообложения криптовалюты после выведения ее в фиат. Процессы в рамках криптобирж, а также capital gain (прирост капитала в результате продажи активов. – Forbes ), вероятно, не будут облагаться налогом, уточняет парламентарий.
Он надеется, что законопроект удастся подать на рассмотрение парламентариев летом, а принять – до конца года. «Новый законопроект не должен слишком зарегулировать криптотрасль. Мы взяли из МіСА подходы, структуру, определение, – говорит нардеп. – Адаптируем наработки к евронормам, чтобы, когда будем вступать в ЕС, не пришлось переписывать документ».
О чем идет речь в европейском регламенте МіСА
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
Регулирующий регламент МіСА:
- Electronic money tokens (EMTs) – токены электронных денег;
- Asset referenced tokens (ARTs) – токены с привязкой к активам;
- Все остальные криптоактивы (в том числе сервисные токены).
Не регулирующий МіСА:
Денежные средства, депозиты, финансовые инструменты, секьюритизация (привлечение средств от размещения ценных бумаг, обеспеченных активами), пенсионные выплаты в государственной и накопительной пенсионной системе, страховые продукты, виртуальные активы, определенные индивидуальными признаками (NFT).
Свое слово о регулировании криптоактивов должен сказать и НБУ. «Законопроект касается валюты, платежей, монетарного блока, финансового мониторинга, – говорит заместитель председателя Нацбанка Алексей Шабан. – Но он еще не зашел к нам на проработку, поэтому мы не можем сказать, отвечает ли он нашей позиции».
НБУ получит текст в ближайшую неделю, говорит Бойко из НКЦБФР. Проекты изменения в Налоговый и Гражданский кодекс также уже подготовили, добавляет он.
Чего опасается крипторынок
Сейчас отечественный крипторынок хоть и не прямо запрещен, но фактически находится вне закона, говорит нардеп Железняк.
«Рынок, может, и боится дополнительного регулирования, но есть запрос от игроков – иметь возможность официально работать, так, как они это делают в Европе, – отмечает он. – Наша задача – дать им это». Закон выведет игроков крипторынка из тени, позволив официально пользоваться банковской системой, и защитит от стражей порядка, которые пытаются их «протежировать», добавляет нардеп.
Минцифра заинтересована в создании в Украине регуляторной среды для баланса интересов пользователей, услуг и государства, говорит Борняков из Минцифры. Он надеется, что обновленный закон будет способствовать росту инвестиционной привлекательности Украины, а криптокомпании получат гайдлайн по работе на рынке виртуальных активов.
Что об этом думает криптобизнес? Позитивных изменений без «полной перезагрузки всей системы» не последует даже после принятия нового закона о виртуальных активах, говорит основатель украинской криптобиржи Kuna Михаил Чобанян. К тому же чтобы регулирование заработало, нужно окончательное принятие МіСА, добавляет он. Ожидается, что MіCA вступит в силу в июле 2023 года после одобрения всеми странами-членами ЕС.
Чтобы действительно гармонизировать украинское законодательство с европейским, нужно писать его под финальную версию МіСА, – считает Чобанян. – А изменения в Налоговый кодекс, которые только предстоит внедрять, станут очень продолжительной эпопеей».
В украинской истории было не так много примеров законов, реально совпадающих с запросами бизнеса, отмечает руководитель амбасадорского отдела криптобиржи Bybit Сергей Мариничев. Интерес игроков рынка – официально работать, платить налоги государству и чтобы банки не блокировали их за «подозрительные действия», говорит он. «Поэтому криптопредприниматели как люди, тяготеющие к свободе, ждут законодательные инновации с опасениями», – резюмирует Мариничев.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.