«Свободная крипта» доживает последние год-полтора». Ограничения Нацбанка отбросили украинский криптобизнес на несколько лет назад. Что будет дальше? /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

«Свободная крипта» доживает последние год-полтора». Ограничения Нацбанка отбросили украинский криптобизнес на несколько лет назад. Что будет дальше?

3 хв читання

Shutterstock

Более месяца из-за запрета криптовалютных операций НБУ украинские владельцы криптокошельков не могут пополнять их или выводить из них средства на гривневые банковские карты. Криптоиндустрия пытается сохранить бизнес и ожидает усиления регулирования. Как криптоотрасль приспосабливается к новым реалиям?

С начала марта украинские криптобиржи не проводят пополнение и вывод средств через банковские карты в гривне. Это произошло после того, как НБУ рекомендовал банкам не проводить high-risk транзакции, к которым относятся операции, связанные с игорным бизнесом, а также криптовалютами.

Эта ситуация крайне негативно повлияла на украинский крипторынок, говорит генменеджер Binance в Украине Кирилл Хомяков. Украинским криптопользователям приходится искать альтернативу для вывода средств и пополнения кошельков.

Пока самым распространенным методом стали прямые переводы между физлицами или P2P, как это было в начале развития криптоиндустрии, а также расчеты через платежные сервисы в Европе. «Видим кратное увеличение пользователей платформы Binance P2P для фиатных транзакций», – рассказывает Хомяков.

Криптобизнес ожидает, что на этом государство не остановится и регулирование для индустрии станет еще более жестким. Если «бегство» криптопотоков за пределы Украины продолжится, за год объем украинского рынка может уменьшиться в пять раз, считает основатель компании Geo Pay и советник министра цифровой трансформации Максим Демьянюк.

Как украинские криптокомпании спасают бизнес и чего они ждут от государства?

Как и почему НБУ ограничил криптоплатежи

(нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)

2 марта НБУ сообщил об ужесточении требований к банкам, финкомпаниям и платежным системам в части работы с платежами. Они касались направлений комплаенса и финмониторинга банков (отвечают за проверку клиентов с точки зрения прозрачности происхождения средств, деловой репутации и контрагентов).

31 января регулятор направил банкам письмо о рисках использования услуг интернет-эквайринга. В нем со ссылкой на информацию правоохранительных органов Нацбанк рассказал о существовании схем игорного бизнеса для сокрытия реальных оборотов.

Вероятно, речь идет о недавних расследованиях СБУ и Бюро экономической безопасности относительно уклонения «игорки» от уплаты налогов с помощью так называемого мискодинга. Криптовалюты, по данным следствия, могли быть одним из каналов сокрытия этих потоков.

Как Р2Р-переводы и Revolut заменили сервисы криптобирж

Из-за «бана» криптообменных операций со стороны банковского сектора индустрия потеряла более 90% привычных инструментов для вывода гривни из криптокошельков, говорит кофаундер криптофинтех-стартапа Weld Money Алексей Бобок. Основным способом пополнения-снятия средств были банковские карты.

До установления ограничений крупнейшие украинские биржи обрабатывали платежи через SettlePay Wallet. Он не работал до конца марта. Сейчас функционал снова доступен, но обработка транзакций длится гораздо дольше.

Теперь биржи рекомендуют клиентам пользоваться P2P-сервисами (есть у всех основных игроков рынка) или функционалом специализированных платформ для сделок с персональными криптокошельками, таких как ZEN и Advcash, говорит руководитель амбасадорского отдела криптобиржи Bybit Сергей Мариничев.

Как это работает? Пользователи определенной платформы напрямую договариваются между собой об обмене и в ручном режиме посылают друг другу гривню и, соответственно, крипту.

Это общедоступный и простой, но не слишком быстрый метод. «К примеру, если вам нужно вывести 100 000 грн за одну транзакцию, это может занять не менее двух часов, – говорит Бобок из Weld Money. До 2 марта аналогичная операция была мгновенной.

P2P подходит физлицам, однако не удовлетворяет потребности бизнеса, например криптообменников.

Другая альтернатива – открыть платежную карту за границей. Это можно сделать, например, в необанках Wise или Revolut. Вероятно, этот способ станет массовым для криптопользователей из Украины, ожидает Бобок.

Также рынок достаточно активно использует полулегальные (в отличие от P2P и карт в Европе) методы: карты «дропов», «серые» наличные обменники, пополнение через терминалы с применением мискодинга. Комиссия, например при пополнении, в терминалах выросла после введения ограничений с 1% до 3,5%, рассказывает основатель криптобиржи Kuna Михаил Чобанян.

Крипторынок готовится к правилам ЕС

Обороты Kuna, для которой гривня была основной валютой, уже снизились в три раза, говорит Чобанян. Из-за сложностей с регулированием в Украине он пытается переориентировать бизнес на клиентов из Европы и США.

Участники рынка ищут совместное решение с регулятором, но конкретики пока нет, говорит Хомяков из Binance. Вероятно, существенных изменений не будет, пока Верховная Рада не утвердит изменения в Налоговый кодекс, которые необходимы для запуска закона о виртуальных активах, считает соучредитель Weld Money Ирина Лоренс.

Когда это может произойти?

В начале апреля Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку сообщила, что в ближайшее время представит проект обновления соответствующего законодательства.

Новации разрабатывают в соответствии с европейским регламентом MiCA. Его скоро должен одобрить Европарламент. После этого может быть принят и закон Украины.

«Регуляции будут жесткими: это мировой тренд из-за последних громких банкротств, – говорит Чобанян из Kuna. – Правительства пытаются взять крипторынок под полный контроль, «свободная крипта» доживает последние год-полтора».

Полный процесс внедрения криптозаконодательства продлится не менее года, прогнозирует Демьянюк из Geo Pay. Чобанян ожидает, что для запуска легального рынка крипты в Украине понадобится не менее двух лет.

«За это время Украина потеряет свой потенциал стать криптогосударством №1, – считает он. – Рынок начнет работать в черную, а крупные игроки мигрируют в европейские юрисдикции».

Крипторынок пока так и не нашел в государственных структурах своего пушмейкера, добавляет Демьянюк. Как насчет регулятора НКЦБФР? «Мы не увидели активной позиции комиссии, чтобы найти решение проблемы», – сетует Демьянюк.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд