30 стойких компаний
ОККО, объединяющая более 400 АЗС, быстрее конкурентов переориентировала логистику на импорт горючего автотранспортом из ЕС. «ОККО имела нужный опыт, контакты и инфраструктуру», – говорит аналитик «НафтоРинок» Александр Сиренко. «25 февраля мы подняли все связи в Европе, прозвонили поставщикам, заключили контракты», – говорит Василий Даниляк. За первые 20 дней компания, по его словам, предоплатила топливо на более чем $100 млн. Предусмотрительность приносит хорошие дивиденды. Ажиотаж на оптовом рынке в мае-июне позволил установить рекордную цену на горючее, говорит Сиренко. Тогда стоимость дизеля на границе была 40 грн/л, а в опте – 65 грн/л. Росту выручки также способствовал скачок цен на нефть. По состоянию на июль компания потеряла три нефтебазы и около 30 АЗС из-за российской агрессии.
100 крупнейших компаний 2021
Розничная торговля нефтепродуктами на 400 АЗС под брендом ОККО остается основным бизнесом «Галнафтогаза». В 2020 году компания сократила долю на рынке на 3 п. п., до 16%, удержав второе место в топливной рознице после «Укрнафты». Реализация всех видов топлива снизилась в среднем на 10%. «Причина – сокращение мобильности из‑за карантинных ограничений», – констатирует пресс‑служба компании. За 2020 год ОККО нарастила в продажах долю товаров нетопливного сегмента с 20% до 25%. Цель – довести этот показатель до 30% в ближайшие годы.
Группа не оставляет планов строительства горнолыжного курорта в Славском, в 70 км от Стрыя – малой родины основателя группы Виталия Антонова. Стоимость проекта – около $500 млн. Работы должны были начаться в 2019 году, но из‑за проблем с выкупом земли старт перенесли на 2021‑й, а затем – на весну 2022‑го. Но и эта дата не окончательная – на закрытие всех земельных вопросов и получение необходимых разрешений может потребоваться больше времени.
100 крупнейших компаний 2020
В топливной рознице «Галнафтогозу» расти все сложнее, признавал основатель компании Виталий Антонов, 58, два года назад. Сеть из 400 АЗС под брендом ОККО имеет выручку 30 млрд грн в год и входит в тройку крупнейших в Украине, занимая, по собственной оценке, 19% рынка. Цель Антонова – нарастить на заправках продажи так называемого нетопливного сегмента с 20% до 30%. Новая бизнес-идея Антонова – торговля сельхозсырьем. Модель простая: ОККО авансом поставляет сельхозпроизводителям дизтопливо, минеральные удобрения, природный газ. Аграрии расплачиваются частью урожая. В 2019-м структуры Антонова экспортировали 70% полученной сельхозпродукции, а оборот аграрной форвардной программы вырос на 20%, до 1 млрд грн.