Украина потеряла около 50% трудового капитала за последние 10 лет. В 2013-м, по данным Госстата, в Украине было 19,3 млн занятого населения. На 2023 год таковых осталось 9 млн, свидетельствует оценка Украинского института будущего (УИБ). Вытянут ли они экономику Украины? Николай Зазуляк, CEO и основатель международного HR-сервиса NUWORKERS, рассказывает, почему привлечение трудовых мигрантов – лучший вариант выхода из кризиса.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Восстановить человеческий потенциал – задача, стоящая у всех на повестке, от бизнеса до ТЦК. В Украину не вернулось почти 8 млн человек, свидетельствуют данные УИБ. ООН же оценивает количество украинских беженцев в 6,6 млн. Впрочем, директор Института демографии и социальных исследований им. Птухи Элла Либанова оперирует несколько иными данными: в странах ЕС сейчас проживает от 1,8 млн до 3,9 млн беженцев из Украины.
Даже если в Украине работают не 9 млн, а больше, потери экономически активного населения достигают от 30% до 50%. Это существенный показатель. К примеру, во Второй мировой войне Германия потеряла 16–18% экономически активного населения. Что подтверждается переписью населения до войны и данными Национального музея Второй мировой в новом Орлеане.
Привлечение мигрантов в Украину – одна из возможностей преодолеть столь значительный дефицит на рынке труда. Такой подход уже использует Румыния. После получения членства в ЕС и выезда активной части населения в западные страны она начала привлекать рабочих из Азии на низкоквалифицированные работы.
Израиль еще в 2015 году начал сотрудничество с правительством Непала по найму работников для агросферы. Из-за COVID-19 программу приостановили, но сейчас восстанавливают. Катар для проведения чемпионата мира по футболу в 2022 году привлек более 200 000 работников из Пакистана.
Южная Корея ведет переговоры с правительством Индии об увеличении визовых квот для привлечения квалифицированных «синих воротничков».
Какие отрасли украинской экономики уже могли бы привлекать мигрантов
Строительство. Это почти очевидно, учитывая, какое количество граждан, в основном из Индии и Пакистана, привлекли на строительные работы в странах Персидского залива – крупнейшего «работодателя» в азиатском регионе. В этом регионе, по разным оценкам, проживает более 8 млн мигрантов только из Индии. Треть из них привлечена к строительству. Не стоит думать, что это вовсе низкоквалифицированные специалисты – это профессиональные сварщики, строители, каменщики. При этом их зарплаты в среднем все равно ниже украинских – от $450 до $500 в месяц.
Сельское хозяйство. Кроме жителей Непала, в эту сферу можно привлекать население стран Африки и Юго-Восточной Азии (Мьянмы, Таиланда, Лаоса, Камбоджи). Большинство мигрантов из этих стран (их около 24 млн, согласно данным Migration Data Portal) привыкли к тяжелым условиям труда в сельском хозяйстве. При этом дома или в своем субрегионе часто работают нелегально, что побуждает их искать более достойное трудоустройство.
Производство и тяжелая промышленность. Эта отрасль могла бы привлекать прежде всего жителей Пакистана, Индии и Бангладеш. Они до сих пор в большинстве среди трудовых мигрантов в странах Персидского залива, согласно статистике Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Ежегодно из Бангладеш эмигрирует полмиллиона человек, всего за пределами страны, по данным World Bank Group, проживает уже около 20 млн бангладешцев. Преимуществом работников этих стран можно назвать привычность к тяжелым условиям труда, особенно при высоких температурах, опыт работы на крупных и сложных промышленных объектах.
Текстильная и швейная индустрия. Сфера, в которой жители Бангладеш могут дать фору многим другим, в ней привлечено более 4 млн человек. Страна входит в топ-5 мировых лидеров по производству текстиля. При этом для этого региона традиционны плохие условия труда и низкий уровень оплаты. А уровень специалистов, в частности швей, достаточно высок.
Склады и логистика. Вероятно, последняя отрасль, которой можно посоветовать обратить внимание на мигрантов, она наиболее вместительна и адаптирована к работникам с базовыми навыками. Одним из основных источников рабочей силы в логистическом секторе Украины могут стать страны Азии. Только в Индии в этом секторе работает около 22 млн человек. В Бангладеш ориентировочно 5–6 млн.
Украина может стать привлекательной страной для трудовой миграции благодаря гораздо более высокой заработной плате, лучшим условиям труда в этих сферах и более мягкому климату.
К чему готовиться
Если все украинские экономически активные люди не вернутся в Украину, рождаемость не будет расти, а мобилизованные будут служить в ВСУ, привлечения трудовых мигрантов нам не избежать. Да и не нужно, ведь это нормальный процесс. С 1990 по 2015 год в развитых экономиках иммигранты составляли половину прироста населения трудоспособного возраста. Сейчас в странах ЕС трудовые мигранты составляют более 12% всего работающего населения. Даже Китай, впервые за долгие годы столкнувшийся со снижением численности населения, об этом уже думает.
Украинским работодателям придется готовиться к новым реалиям: получать разрешения на работу для мигрантов, оплачивать им приезд, официально трудоустраивать, заключать длительные контракты, обеспечивать жильем и питанием. Например, разрешение на трудоустройство одного человека на год стоит 15 140 грн, на два года – 24 224 грн. Но зарплаты для иностранцев – разнорабочих, электросварщиков, каменщиков, грузчиков, парковщиков – стартуют от $500 в месяц, для опытных работников – от $650. Даже с учетом этих затрат трудоустройство иностранных работников остается рентабельным для украинского бизнеса.
Остается открытым вопрос, захотят ли работники-мигранты ехать в страну, где идет война. С другой стороны, чем украинские реалии хуже постоянных экологических и социальных катастроф в странах Азии? Последний пример – это Бангладеш, где студенты вышли на протесты против дискриминационных законов и все это закончилось массовыми столкновениями с полицией. Интернет в стране отключили, мобильную связь ограничили, ввели комендантский час и закрыли границу. Только по официальной информации тогда погибло свыше 200 человек, арестовали более 9000 человек.
Но фактор войны в Украине все усложняет, хотя это другая история, которую команда NUWORKERS уже изучает и разрушает барьеры в понимании иностранцев об Украине. Для этого проводим встречи с кандидатами, через локальных партнеров ведем информационные кампании и доносим объективную информацию о положении вещей в нашей стране.
Не стоит забывать и о социальной составляющей. Ничто так не сближает, как совместная работа. Общество и экономика с мигрантами развиваются быстрее. Увеличение доли мигрантов во взрослом населении на 1 процентный пункт увеличивает ВВП страны на одного человека до 2% в долгосрочной перспективе, согласно оценкам МВФ. Также это еще один повод учить английский язык, на чем акцентирует внимание украинское правительство.
К тому же привлечение мигрантов, согласно данным Международной организации по миграции, может способствовать росту осознания необходимости сотрудничества и привлекательности идей толерантности в обществе, бросая вызов стереотипам и поощряя культурный обмен. Как следствие, это может привести к большей социальной сплоченности и снижению расовой дискриминации.
Большинство крупного и среднего бизнеса в Украине будет так или иначе привлекать мигрантов и перестраиваться. Вопрос только – кто сделает это первым? Это – эволюционный процесс. Трудовой капитал, как финансовый или интеллектуальный, уже давно перемещается между континентами.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.