В этом году Украина должна экспортировать минимум 49 млн т зерновых и масличных. Продолжение запрета импорта в Польшу не является критическим для украинского экспорта. Но у украинских аграриев есть проблемы гораздо серьезнее польского протекционизма: рекордный урожай, низкие цены и российские ракеты, разрушающие портовую инфраструктуру. Какие шаги могут спасти урожай украинских аграриев?
Польша решила не открывать границы для импорта украинского зерна, об этом 12 сентября в соцсети X (ранее – Twitter) сообщил премьер-министр страны Матеуш Моравецкий.
Польша не позволит затопить нас украинским зерном. Независимо от того, каким будет решение чиновников Брюсселя, мы не откроем наши границы, – говорится в твите Моравецкого, – … Только полякам решать, как должны выглядеть дела в нашем собственном доме».
Весной 2023 года Польша, Румыния, Словакия, Венгрия и Болгария в одностороннем порядке ввели временный запрет на импорт украинской агропродукции. Тогда Еврокомиссия ввела меры по ограничению торговли украинскими товарами, такими как пшеница, кукуруза, рапс и семена подсолнечника сначала до 5 июня, а затем – до 15 сентября.
Правительство Польши планирует принять резолюцию с призывом к Еврокомиссии продлить запрет после 15 сентября, заявил спикер польского правительства Петр Мюллер в эфире Polsat. Если этого не произойдет, Польша примет такое решение самостоятельно.
В Украине считают, что заявления польской стороны являются политическими и заигрыванием перед электоратом накануне парламентских выборов, которые пройдут в Польше 15 октября.
Украинский ответ
Украина, несмотря на войну и блокирование портов Россией, придерживается своих обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС и по праву Всемирной торговой организации, написал в соцсети Х премьер-министр Денис Шмыгаль. «В случае нарушения торгового права в интересах предвыборного политического популизма Украина будет вынуждена обратиться в арбитраж Всемирной торговой организации относительно компенсации убытков за нарушение норм ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле, – ред.)», – написал он.
Другой собеседник Forbes в Кабмине отметил, что ситуация с Польшей не столь однозначна: с одной стороны, польские политики громко заявляют о запрете импорта украинского зерна, подыгрывая местным фермерам, с другой – украинская агропродукция едет через Польшу, говорит чиновник (он общался с Forbes на правах анонимности, из-за политической сенситивности вопроса). По его мнению, Украина – перед непростым выбором, не реагировать на польские заявления и действия нельзя, потому что другие страны начнут дискредитировать украинскую продукцию, но зеркальные шаги Украины могут реально навредить украинскому экспорту через Польшу.
В 2022 году Украина экспортировала в Польшу около 600 000 тонн агропродукции, из которых 50% – транзит, рассказывал в апреле министр АПК Николай Сольский в интервью Forbes. Крупнейшими импортерами агропродукции в 2022-м были Румыния, Китай, Испания и Турция.
Реальные проблемы и возможные решения
В этом году Украина может собрать до 80,5 тонн зерновых и масличных, прогнозируют в Украинской зерновой ассоциации. Экспорт может составить 49 млн т (такими данные экспорта были до пересмотра прогнозируемого урожая в сторону увеличения, – Forbes), в 2022 году аграрии экспортировали 58 млн т, добавляют в УЗА.
Основные пути экспорта: морские и речные порты (почти 65% по состоянию на август 2023-го), железная дорога (почти 25%) и автотранспорт (почти 7%). Украинские сельхозпроизводители зажаты между молотом и наковальней: с одной стороны, Россия блокирует море и обстреливает инфраструктуру на Дунае, а с другой – ЕС тормозит экспорт агропродукции, а также мировые цены падают, пишет в своем Telegram-канале эксперт по земельным вопросам и аграрной экономике, доцент «Киевской школы экономики» Олег Нивьевский. «На фоне рынка, когда цена падает, имеем более дорогую логистику», – добавляет он.
При цене на пшеницу в порту Констанца в Румынии $220–230 за тонну и стоимости логистики около $100 на тонну ущерб аграриев составляет до $30 на тонне, отмечает президент УЗА Николай Горбачев. Однако есть пути, которые могут помочь аграриям сохранить экономику при экспорте, считает Горбачев.
Во-первых, в июне Украина предложила Еврокомиссии компенсировать европейским перевозчикам стоимость доставки украинского зерна от украинской границы до дальних европейских портов (например, в порты Хорватии, Италии, Германии и т.п.). Если Еврокомиссия согласится, то стоимость логистики на экспорт украинского зерна в европейские порты сравнится со стоимостью доставки в порты Одессы и даст мотивацию аграриям не продавать продукцию в приграничных странах (Польша, Румыния, Словакия, Венгрия, Болгария).
Во-вторых, увеличение количества лоцманов на румынской части Дуная, круглосуточная работа канала Сулина, увеличение якорных стоянок в румынских территориальных водах для перевалки зерна на рейде с барж на крупнотоннажные суда позволит увеличить количество проходов судов в сутки. Таким образом, можно увеличить объемы экспорта через Дунай до 30–35 млн т зерна в год, считает Горбачев.
В-третьих, упрощение административных барьеров – перенесение санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля из пунктов пропуска на границе с Украиной на территорию страны назначения. «Будем надеяться, что все шаги по улучшению экономики экспорта украинского зерна будут сделаны, иначе мир ждут новые проблемы с продовольствием, а Украину – потери экспортных доходов», – отмечает Горбачев.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.