Черноморские порты заблокированы, их инфраструктура подвергается постоянным обстрелам со стороны армии России, а порты Дуная пока не имеют таких мощностей для экспорта украинского зерна. Одна из альтернатив для украинских аграриев – вывозить продукцию через сухопутную границу в порты ЕС. Но разница между стоимостью логистики в Одессу и европейские порты составляет около $70–100 на тонне. Таким образом в прошлом году аграрии недополучили за свою продукцию около $1–1,5 млрд. Проблемы с экспортом украинского зерна можно решить, считает президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁
В прошлом сезоне объем экспорта Украиной зерновых и масличных составил 58 млн т и $20 млрд выручки. Несмотря на неплохие показатели экспорта в военное время (в прошлом сезоне экспорт составил 53,6 млн т), украинские аграрии понесли значительные потери, а зерновой сектор находится на пороге возможного кризиса.
В результате полномасштабного вторжения России Украина потеряла возможность выращивать зерновые и масличные на площади около 6 млн га из-за оккупации и минного загрязнения. Также враг заблокировал работу черноморских портов Украины, через которые до полномасштабного вторжения экспортировалось до 90% общего экспорта зерна и масличных.
«Зерновой коридор» пока не работает, стоимость логистики растет
Несколько решить проблему помог «зерновой коридор». Через него в прошлом сезоне Украина экспортировала около 29 млн т зерновых и масличных. Но из-за постоянных препятствий его работе со стороны России украинским аграриям пришлось заплатить более $1 млрд за простой судов в ожидании загрузки или выхода из украинских портов.
С 17 июля 2023 года Россия вышла из «зернового соглашения», заблокировав работу «коридора». По оценке Нацбанка, это может стоить Украине более $2 млрд экспортной выручки.
Еще около 15 млн т зерновых и масличных украинские экспортеры отгрузили через украинские порты Дуная. Остальные 14,4 млн т отправили через западную границу, которые впоследствии, за небольшими исключениями, должны были быть отгружены на экспорт через европейские порты.
Разница для аграриев между стоимостью логистики в Одессу и европейские порты составляет около $70–100 на тонне. Эту сумму недополучают украинские агропроизводители от цены тонны зерна или масличных в порту отправления. В прошлом году они недополучили за свою продукцию около $1–1,5 млрд, экспортировав продукцию по альтернативным маршрутам через западную границу.
Кроме этого, возросла себестоимость производства зерна (выросли цены на семена, топливо, удобрения и средства защиты), которая составляет около $150/т. При цене на пшеницу в порту Констанца в Румынии $220–230 за тонну и стоимости логистики около $100 на тонне ущерб аграриев составляет до $30 на тонне.
Решение проблемы альтернативных путей
С выходом России из «зернового соглашения» и постоянными обстрелами украинских портов, как и угрозами атаковать любые коммерческие суда, которые будут идти в украинские черноморские порты, экспорт через сухопутную границу Украины в европейские порты может быть единственным путем для поставки зерна на мировой рынок.
В таких условиях украинские производители понесут еще большие потери и убытки и могут вообще отказаться от экспорта зерна, даже от выращивания зерновых и масличных.
Недавний опрос Минагрополитики производителей зерна показал, что 14% фермеров не планируют сеять озимые культуры в этом году. Если Украина гарантированно обеспечит себя необходимыми объемами зерна, мировой рынок может их потерять.
Это приведет к очередному росту цен на зерно и продовольствие и усугубит ситуацию с доступом людей к продовольствию. Украина, со своей стороны, потеряет значительную долю валютной выручки и доходов госбюджета.
Есть три шага, которые позволят улучшить экономику экспорта украинского зерна:
- Развитие «Дунайского пути».
- Компенсация стоимости европейским перевозчикам доставки украинского зерна от границы к европейским портам.
- Технический шаг – перенос проверки качества и безопасности зерна с границы в европейские порты отправления.
Переговоры Украины с Еврокомиссией и США по развитию «Дунайского пути» ведутся с начала лета. Уже есть результат – будет увеличено количество лоцманов на румынской части Дуная. Проговаривается вопрос круглосуточной работы канала Сулина, что позволит увеличить количество проходов судов и барж в сутки.
Также будут определены якорные стоянки в румынских территориальных водах (пока только в порту Констанца) для перевалки зерна на рейде с барж на крупнотоннажные суда. Таким образом можно увеличить объемы экспорта этим путем до 30–35 млн т зерна в год.
Для того чтобы экспорт зерна через западную границу в результате дорогостоящей логистики не приносил ущерба агропроизводителям, УЗА предложила Еврокомиссии компенсировать европейским перевозчикам стоимость доставки украинского зерна от украинской границы в европейские порты. Предложение также поддержала европейская зерновая ассоциация COCERAL.
В таком случае стоимость логистики на экспорт украинского зерна в европейские порты сравнится со стоимостью доставки в порты Одессы и обеспечит украинским производителям справедливую цену за их продукцию.
Например, при цене логистики в порты Одессы или европейский порт в $30–40 за тонну (при условии компенсации европейскому перевозчику стоимости доставки от границы к европейскому порту) и цене тонны продукции в порту $220–230 за тонну и себестоимости производства $150 на тонне, аграрий останется с доходом около $40–50 на тонне и сможет перекрыть убытки, которые он получил в прошлом сезоне.
Шаг технического характера, который упростит административные барьеры для экспорта украинского зерна через страны ЕС – перенос санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля из пунктов пропуска на границе с Украиной на территорию страны назначения. К примеру, в порт отправки зерна на экспорт.
Такую инициативу поддержали наши польские партнеры, в частности, министр сельского хозяйства Польши Роберт Телус, который предложил Литве перенести фитосанитарный контроль с польской границы в порты Литвы.
Будем надеяться, что все шаги для улучшения экономики экспорта украинского зерна будут сделаны, иначе мир ждут новые проблемы с продовольствием, а Украину – потери экспортных доходов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.