Зерновой сектор на пороге возможного кризиса из-за дорогостоящей логистики. Три шага для улучшения экономики экспорта для аграриев от президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

Зерновой сектор на пороге возможного кризиса из-за дорогостоящей логистики. Три шага для улучшения экономики экспорта для аграриев от президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева

Shutterstock

Черноморские порты заблокированы, их инфраструктура подвергается постоянным обстрелам со стороны армии России, а порты Дуная пока не имеют таких мощностей для экспорта украинского зерна. Одна из альтернатив для украинских аграриев – вывозить продукцию через сухопутную границу в порты ЕС. Но разница между стоимостью логистики в Одессу и европейские порты составляет около $70–100 на тонне. Таким образом в прошлом году аграрии недополучили за свою продукцию около $1–1,5 млрд. Проблемы с экспортом украинского зерна можно решить, считает президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Николай Горбачев

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

В прошлом сезоне объем экспорта Украиной зерновых и масличных составил 58 млн т и $20 млрд выручки. Несмотря на неплохие показатели экспорта в военное время (в прошлом сезоне экспорт составил 53,6 млн т), украинские аграрии понесли значительные потери, а зерновой сектор находится на пороге возможного кризиса.

В результате полномасштабного вторжения России Украина потеряла возможность выращивать зерновые и масличные на площади около 6 млн га из-за оккупации и минного загрязнения. Также враг заблокировал работу черноморских портов Украины, через которые до полномасштабного вторжения экспортировалось до 90% общего экспорта зерна и масличных.

«Зерновой коридор» пока не работает, стоимость логистики растет

Несколько решить проблему помог «зерновой коридор». Через него в прошлом сезоне Украина экспортировала около 29 млн т зерновых и масличных. Но из-за постоянных препятствий его работе со стороны России украинским аграриям пришлось заплатить более $1 млрд за простой судов в ожидании загрузки или выхода из украинских портов.

С 17 июля 2023 года Россия вышла из «зернового соглашения», заблокировав работу «коридора». По оценке Нацбанка, это может стоить Украине более $2 млрд экспортной выручки.

Еще около 15 млн т зерновых и масличных украинские экспортеры отгрузили через украинские порты Дуная. Остальные 14,4 млн т отправили через западную границу, которые впоследствии, за небольшими исключениями, должны были быть отгружены на экспорт через европейские порты.

Разница для аграриев между стоимостью логистики в Одессу и европейские порты составляет около $70–100 на тонне. Эту сумму недополучают украинские агропроизводители от цены тонны зерна или масличных в порту отправления. В прошлом году они недополучили за свою продукцию около $1–1,5 млрд, экспортировав продукцию по альтернативным маршрутам через западную границу.

Кроме этого, возросла себестоимость производства зерна (выросли цены на семена, топливо, удобрения и средства защиты), которая составляет около $150/т. При цене на пшеницу в порту Констанца в Румынии $220–230 за тонну и стоимости логистики около $100 на тонне ущерб аграриев составляет до $30 на тонне.

Решение проблемы альтернативных путей

С выходом России из «зернового соглашения» и постоянными обстрелами украинских портов, как и угрозами атаковать любые коммерческие суда, которые будут идти в украинские черноморские порты, экспорт через сухопутную границу Украины в европейские порты может быть единственным путем для поставки зерна на мировой рынок.

В таких условиях украинские производители понесут еще большие потери и убытки и могут вообще отказаться от экспорта зерна, даже от выращивания зерновых и масличных.

Недавний опрос Минагрополитики производителей зерна показал, что 14% фермеров не планируют сеять озимые культуры в этом году. Если Украина гарантированно обеспечит себя необходимыми объемами зерна, мировой рынок может их потерять.

Это приведет к очередному росту цен на зерно и продовольствие и усугубит ситуацию с доступом людей к продовольствию. Украина, со своей стороны, потеряет значительную долю валютной выручки и доходов госбюджета.

Есть три шага, которые позволят улучшить экономику экспорта украинского зерна:

  • Развитие «Дунайского пути».
  • Компенсация стоимости европейским перевозчикам доставки украинского зерна от границы к европейским портам.
  • Технический шаг – перенос проверки качества и безопасности зерна с границы в европейские порты отправления.

Переговоры Украины с Еврокомиссией и США по развитию «Дунайского пути» ведутся с начала лета. Уже есть результат – будет увеличено количество лоцманов на румынской части Дуная. Проговаривается вопрос круглосуточной работы канала Сулина, что позволит увеличить количество проходов судов и барж в сутки.

Также будут определены якорные стоянки в румынских территориальных водах (пока только в порту Констанца) для перевалки зерна на рейде с барж на крупнотоннажные суда. Таким образом можно увеличить объемы экспорта этим путем до 30–35 млн т зерна в год.

Для того чтобы экспорт зерна через западную границу в результате дорогостоящей логистики не приносил ущерба агропроизводителям, УЗА предложила Еврокомиссии компенсировать европейским перевозчикам стоимость доставки украинского зерна от украинской границы в европейские порты. Предложение также поддержала европейская зерновая ассоциация COCERAL.

В таком случае стоимость логистики на экспорт украинского зерна в европейские порты сравнится со стоимостью доставки в порты Одессы и обеспечит украинским производителям справедливую цену за их продукцию.

Например, при цене логистики в порты Одессы или европейский порт в $30–40 за тонну (при условии компенсации европейскому перевозчику стоимости доставки от границы к европейскому порту) и цене тонны продукции в порту $220–230 за тонну и себестоимости производства $150 на тонне, аграрий останется с доходом около $40–50 на тонне и сможет перекрыть убытки, которые он получил в прошлом сезоне.

Шаг технического характера, который упростит административные барьеры для экспорта украинского зерна через страны ЕС – перенос санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля из пунктов пропуска на границе с Украиной на территорию страны назначения. К примеру, в порт отправки зерна на экспорт.

Такую инициативу поддержали наши польские партнеры, в частности, министр сельского хозяйства Польши Роберт Телус, который предложил Литве перенести фитосанитарный контроль с польской границы в порты Литвы.

Будем надеяться, что все шаги для улучшения экономики экспорта украинского зерна будут сделаны, иначе мир ждут новые проблемы с продовольствием, а Украину – потери экспортных доходов.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине