Более семи месяцев правительство во главе с Министерством экономики разрабатывало план реформ для 15 отраслей – от финансового сектора и бизнес-среды до энергетики, местного самоуправления и государственного управления. Выполнение плана Ukraine Facility принесет правительству более €50 млрд от Европейского союза. Forbes разобрал реформы, которые Украина должна выполнить в течение четырех лет
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
18 марта правительство утвердило план Ukraine Facility. Это более ста реформ в 15 отраслях, которые правительство и парламент должны выполнить в течение следующих четырех лет. В документе свыше 300 страниц, на которых описан широкий перечень необходимых изменений. 20 марта премьер-министр Денис Шмыгаль передал план президенту Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен.
Среди них новые подходы к оплате государственных служащих, реформа судей, прокуратуры, Бюро экономической безопасности, финансового сектора, новые подходы к управлению государственными финансами и активами, замены в сферах энергетики, транспорта и агро.
В обмен на выполнение плана правительство получит €50 млрд от Европейского союза в течение 2024–2027 годов. Такое финансирование 1 февраля уже утвердил Совет Европы. Первый транш в €4,5 млрд Украина уже получила. Следующие €1,5 млрд ожидаются в апреле.
Forbes выбрал главное из полной версии плана Ukraine Facility и публикует сокращенный и отредактированный для ясности вариант.
Содержание
- Реформа государственного управления
- Управление государственными финансами
- Судебная реформа
- Борьба с коррупцией и отмыванием денег
- Финансовые рынки
- Управление государственными активами
- Человеческий капитал
- Бизнес-среда
- Децентрализация и региональная политика
- Энергетический сектор
- Транспорт
- Агропродовольственный сектор
- Полезные ископаемые
- Цифровая трансформация
- Зеленый переход и охрана окружающей среды
Реформа государственного управления
Ответственные органы – Национальное агентство по вопросам государственной службы, Минфин, Минцифры.
Первый квартал 2025-го – изменения в Закон «О государственной службе»:
- введение оплаты труда на основе классификации должностей по функциональным направлениям ;
- четкое разделение заработной платы на устойчивую, или гарантированную, часть (не менее 70%) и вариативную (не более 30%);
- уменьшение надбавки за выслугу лет с 50% до 30%.
Третий квартал 2025-го – принятие законодательства об усовершенствовании порядка прохождения и прекращения государственной службы, а также внедрение процедуры отбора на основе профессиональных компетентностей.
Первый квартал 2026-го:
- Подключение всех министерств, центральных органов исполнительной власти (ЦОИВ) и других госучреждений к информационной системе управления человеческими ресурсами (HRMIS).
- Восстановление работы Единого портала вакансий государственной службы с возможностью генерировать статистику по всем вакансиям.
Третий квартал 2026-го – постепенное возобновление конкурсов на государственные должности. Сначала категории А (руководители ЦОИВ, государственный секретарь Кабмина и его заместители и т.п.), затем Б (руководители структурных подразделений и их заместители) и В (разного уровня специалисты госорганов).
Управление государственными финансами
Ответственные органы – Минфин, Государственная налоговая служба, Государственная таможенная служба, Минразвития.
Второй квартал 2024-го:
- план цифровизации таможни, основанный на MASP-C (multi-annual strategic plan for customs), определяющий развитие электронных таможенных систем в рамках ЕС и синхронизацию между ними;
- дорожная карта реформирования государственных инвестиций. Установление единых подходов к отбору, оценке и мониторингу инвестиционных проектов независимо от источников финансирования (поступлений в бюджет, средств международных доноров, государственных (местных) гарантий, концессий, государственно-частных предприятий (ГЧП)), что обеспечит возможность подготовки единого портфеля проектов (single project pipeline);
- одобрить Бюджетную декларацию на 2025–2027 годы, которая среди прочего будет содержать приоритеты государственной политики по сферам и объем расходов для них; макроэкономический прогноз и оценка фискальных рисков.
Четвертый квартал 2024-го – цифровизация налоговой в соответствии с планом Национальной стратегии доходов.
Третий квартал 2025-го – внедрение цифрового инструмента управления восстановлением Украины, который обеспечивает публичный доступ к данным о проектах восстановления на всех этапах, включая планирование, финансирование, закупки, строительство и ввод в эксплуатацию, для публичного и прозрачного мониторинга реализации проектов и лучшей координации усилий по восстановлению между секторами.
Четвертый квартал 2025-го:
- одобрение среднесрочной стратегии управления государственным долгом на 2026–2028 годы, которая, в частности, будет предусматривать меры по развитию внутреннего рынка государственных ценных бумаг и анализ текущей ситуации.
- принятие и вступление в силу постановлений КМУ относительно государственного финансового контроля. Предоставит Государственной аудиторской службе возможности для защиты финансовых интересов ЕС, в частности бюджетной поддержки Ukraine Facility, а также усиления механизмов мониторинга процедур закупок.
Четвертый квартал 2026-го:
- обзор расходов госбюджета, в частности в таких сферах, как социальная защита, образование, здравоохранение, энергетика, поддержка бизнеса;
- разработка и принятие законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины по определению порядка;
- управление фискальными рисками местных бюджетов. В документе будут прописаны субъекты, отвечающие за управление фискальными рисками на местах, и разработана методология управления ими.
Судебная реформа
Ответственные органы – Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККС), Высший совет правосудия, Минюст, Государственная судебная администрация, Офис генерального прокурора, Минцифры, с участием Совета прокуроров, Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров.
Первый квартал 2024-го – начало работы отборочной комиссии по проведению конкурса в Высший совет юстиции Службы дисциплинарных инспекторов.
Четвертый квартал 2024-го – принятие законодательства по усовершенствованию режима банкротства и неплатежеспособности.
Второй квартал 2025-го:
- принятие закона об исполнении судебных решений по имущественным и неимущественным обязательствам и последующей цифровизации исполнительного производства;
- принятие законодательства о пересмотре деклараций добросовестности судей и процедуры их проверок.
Третий квартал 2025-го:
- создание нового суда для рассмотрения административных дел с участием национальных государственных органов, укомплектованного судьями, прошедшими надлежащую проверку;
- ВККС должен возобновить отбор новых судей для заполнения не менее 20% судейских вакансий.
Четвертый квартал 2025-го – ВККС должен проверку 50% действующих судей, а Высший совет правосудия – решить 20% дел, не рассмотренных по состоянию на конец 2023 года. Также должна заработать система сбора данных об исполнении судебных решений.
Первый квартал 2026-го:
- принятие законодательства об упрощенных процедурах банкротства для микро-, малых и средних предприятий (МСП);
- принятие законодательства, обеспечивающего прозрачный отбор прокуроров на руководящие должности. Кроме оценки профессиональной компетенции, конкурс будет включать проверку на этику и добросовестность.
Второй квартал 2026-го – должна заработать ІТ-система, которая облегчит отслеживание активов должников, блокирование банковских счетов и взыскание долгов.
Третий квартал 2026-го – принятие законодательства об усовершенствовании дисциплинарной системы прокуроров и усилении институциональной способности Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров.
Четвертый квартал 2026-го – внедрение электронного документооборота уголовных дел, который постепенно должен заменить Единый реестр досудебных расследований.
Четвертый квартал 2027-го – введение ІТ-систем, которые должны повысить прозрачность, эффективность и результативность работы судебной системы.
Борьба с коррупцией и отмыванием денег
Ответственные органы – Минюст, Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА), Минфин, Специальная антикоррупционная прокуратура (САП), Высший антикоррупционный суд, Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК), Государственная налоговая служба, Кабмин с участием Конкурсной комиссии по отбору на должность главы НАПК, НБУ.
Первый квартал 2024-го – одобрение Плана мер по преодолению рисков в сфере предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового поражения.
Третий квартал 2024-го :
- предоставлена возможность увеличить численность сотрудников Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП) 15% от численности Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) ;
- изменения в Уголовный кодекс и Уголовный процессуальный кодекс. В частности, усовершенствовать процедуру о соглашениях со следствием, отменить сроки досудебного расследования с момента регистрации уголовного производства до уведомления о подозрении, а также возможность единоличного рассмотрения отдельных дел судьей Высшего антикоррупционного суда;
- утверждение плана мер по реализации Стратегии возврата активов на 2023–2025 годы.
Первый квартал 2025-го:
- увеличение количества судей ВАКС на 60%, а работников аппарата госоргана – на 40%.
- реформа АРМА, предусматривающая изменения в отборе руководителя агентства и прозрачную процедуру управления и продажи арестованных активов.
Четвертый квартал 2025-го – проведение Национальной оценки рисков легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Второй квартал 2026-го – утверждение новой Антикоррупционной программы от НАПК.
Второй квартал 2027-го:
- создание и введение Единого реестра банковских счетов юридических и физических лиц;
- внедрение необходимого программного и аппаратного обеспечения Единого реестра банковских счетов.
Финансовые рынки
Ответственные органы – Национальный банк, Минфин, Фонд государственного имущества, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.
Второй квартал 2025-го – утверждение Стратегии урегулирования неработающих кредитов. С февраля 2022 года по январь 2023-го доля неработающих кредитов выросла до 38% , а гривневые кредиты – на 127 млрд грн, до 432 млрд грн, говорится в документе.
Четвертый квартал 2025-го – внедрение стандартов Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), что должно повысить независимость Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
Первый квартал 2026-го:
- провести оценку устойчивости банковского сектора;
- разработать и принять законопроект о продаже банков государственного сектора;
- утвердить законодательство, которое усовершенствует систему решения проблемных кредитов.
Второй квартал 2026-го – Минфин должен утвердить стратегию для государственных банков, которая будет предусматривать уменьшение доли государства в этой сфере.
Управление государственными активами
Ответственные органы – Минэкономики, Минразвития, Минфин, Фонд государственного имущества, Министерство энергетики.
Четвертый квартал 2024-го – принятие постановления Кабмина об урегулировании политики государственной собственности и ранжировании государственных предприятий. Она должна включать обоснование для сохранения государственного предприятия в собственности государства, определять перечень объектов, которые останутся в государственной собственности, и приватизированных.
Первый квартал 2025-го – принятие Дорожной карты по разграничению деятельности по выполнению специальных обязанностей для всех государственных предприятий (ГП).
Третий квартал 2025-го:
- возобновление контроля над государственной помощью со стороны Антимонопольного комитета;
- введение в действие законодательства, разграничивающего счета для ГП, которые связаны или не связаны с исполнением специальных обязанностей.
Второй квартал 2026-го – создание наблюдательных советов с подавляющим большинством независимых членов для, по крайней мере, 15 ключевых ГП.
Третий квартал 2026-го – не менее 15 ключевых ГП должны пройти корпоративную реформу и стать акционерными обществами или обществами с ограниченной ответственностью.
Третий квартал 2027-го – отчет о результатах независимого аудита по указанным выше реформам и финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес.
Четвертый квартал 2027-го – годовой отчет для Европейской комиссии о финансовых и операционных результатах, демонстрирующий надлежащее соблюдение принципов корпоративного управления. Также принятие законодательства о консолидированном управлении такими ГП.
Человеческий капитал
Ответственные органы – Министерство образования, Министерство социальной политики, Минздрав, Министерство по делам ветеранов, Минкульт, Минразвития, Минэкономики и т.д.
Третий квартал 2024-го – утверждение Стратегии демографического развития на период до 2040-го.
Документ решает следующие проблемы: улучшение ситуации в сфере рождаемости; снижение уровня преждевременной смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста; преодоление негативных миграционных трендов, в частности благодаря возвращению вынужденных мигрантов и т.д.
Четвертый квартал 2024-го – утверждение двух стратегий: реформирование психоневрологических, других интернатных учреждений и деинституционализация ухода за лицами с инвалидностью и пожилыми людьми и стратегии обеспечения права каждого ребенка в Украине на рост в семейном окружении на 2024–2028 годы.
Первый квартал 2025-го:
- принятие законодательства о дошкольном образовании;
- утверждение Стратегии развития украинской культуры.
Второй квартал 2025-го:
- принятие Закона Украины «О профессиональном образовании»;
- вступает в силу постановление Кабинета Министров Украины о закупке социальных услуг за средства государственного бюджета.
Четвертый квартал 2025-го:
- правительство должно разработать для этого ряд проектов: от программ по реабилитации и психологической помощи до программ переподготовки и грантов на открытие бизнеса;
- вступление в силу закона об основах жилищной политики. Кроме создания государственных программ поддержки, документ должен урегулировать вопросы аренды и продажи коммунального жилья
Второй квартал 2026-го – утверждение стратегии занятости населения. Она предусматривает привлечение большего количества женщин, возвращение в страну вынужденных переселенцев и увеличение количества программ для предпринимателей.
Четвертый квартал 2026-го:
- принять закон о Жилищном фонде социального назначения. Он предполагает создание системы мониторинга потребностей граждан, увеличение предложений социального жилья, а также введение стандартов энергоэффективности для него.
- принять закон об усовершенствовании системы реабилитации для лиц с инвалидностью. Документ предусматривает создание электронной системы, которая будет автоматически предлагать услуги согласно указанным данным о лице.
Инвестиции в отрасль:
- €650 млн (в гривневом эквиваленте) на бомбоубежища в учебных заведениях, школьные автобусы, новые центры профессионально-технического образования и учебные материалы.
- €400 млн на бомбоубежища в медицинских учреждениях, лабораторное и больничное оборудование для хирургии, медицинского анализа и ухода за пациентами. А также ІТ-системы, например электронные карточки пациентов.
- В течение 2026–2027 годов правительство должно выделить не менее €350 млн на восстановление, строительство и реконструкцию социальной инфраструктуры.
- На компенсацию за разрушенное жилье правительство должно выделить в течение 2026–2027 годов €600 млн.
- €450 млн для обеспечения жилья военнослужащим с инвалидностью (I и II группы) или внутренне перемещенным лицам, которые были военнослужащими. А также для семей погибших военнослужащих.
Бизнес-среда
Ответственные органы – Министерство экономики, Государственная регуляторная служба, БЭБ, Минфин.
Первый квартал 2024-го – утверждение Порядка использования бюджетных средств для внедрения поддержки индустриальных парков как инструмента привлечения инвестиций на деоккупированных территориях.
Второй квартал 2024-го – принять закон о перезагрузке Бюро экономической безопасности (БЭБ);
Третий квартал 2024-го – принять план мер по дерегуляции. Главная цель – изменить карательно-репрессивный подход государства к надзору на рискоориентированный и уменьшить количество проверок и контролирующих функций. За прошлый год рабочая группа по дерегуляции пересмотрела более 1000 регуляторных инструментов, лицензий и разрешений. Большинство из них хотят отменить или цифровизировать.
Четвертый квартал 2024-го – правительство должно возобновить контроль за непродовольственной продукцией, в том числе проверки ее безопасности.
Второй квартал 2025-го – принять Стратегию развития МСП, которая должна способствовать доступу предпринимателей к рынку финансов, решить вопросы присоединения к сетям, в том числе через развитие индустриальных парков и т.д.
Третий квартал 2025-го:
- принять стандарты ЕС для трех групп продукции: машины, электромагнитная совместимость оборудования, низковольтное электрооборудование;
- принять закон о дерегуляции и упрощении условий ведения бизнеса.
Первый квартал 2026-го – принять закон, который упростит присоединение к инженерным сетям.
Четвертый квартал 2027-го:
- принятие директивы Европейского союза о борьбе с просроченными платежами в коммерческих операциях, в том числе речь идет о государственных контрактах ;
- принять закон об адаптации государственных закупок к нормам ЕС.
Также правительство в течение четырех лет (2024–2027) должно инвестировать по меньшей мере €1,75 млрд в поддержку микропредпринимательства, МСП и перерабатывающих предприятий. Инструменты для этого – «єРобота», а также программы «Доступные кредиты 5-7-9%».
Децентрализация и региональная политика
Ответственные органы – Минразвития, Министерство финансов, Министерство здравоохранения, Минобразования и т.д.
Третий квартал 2024-го – обновление «Государственной стратегии регионального развития на 2021–2027 годы» с учетом вызовов войны и норм ЕС.
Первый квартал 2025-го:
- принять законодательство о функционировании местной государственной администрации префектурного типа;
- принять законодательство о публичных консультациях по вопросам государственной политики.
Второй квартал 2025-го – Минразвития и Минюст должны провести исследования по поводу возможности предоставления территориальным общинам статуса юридического лица для более эффективной внутренней организации и управления, усиления их подотчетности и прозрачности.
Первый квартал 2026-го – парламент должен пересмотреть законодательство по местному самоуправлению. Цель – уточнить распределение отраслевых полномочий между центральным, региональным и местным уровнями, в частности в сферах, имеющих значение для восстановления (жилье, дороги, школы, поликлиники, распределительные сети).
Инвестиции – не менее €1,05 млрд в рамках Ukraine Facility будут выделены на нужды восстановления, реконструкции и модернизации региональных и местных органов власти.
Энергетический сектор
Ответственные органы – Минэнерго, Минрегион, Минэкономики, НКРЭКУ, Минфин.
Второй квартал 2024-го – утверждение Интегрированного национального плана по энергетике и климату. Среди основных задач – сокращение выбросов парниковых газов посредством рыночных механизмов ценообразования на углерод; достижение доли возобновляемых источников энергии в валовом конечном потреблении энергии; повышение энергосбережения в конечном потреблении энергии до 2030 года.
Третий квартал 2024-го:
Имплементация закона о REMIT – набора европейских правил и практик, направленного на предотвращение злоупотребления на энергетическом рынке.
Четвертый квартал 2024-го:
- внедрение рыночной концепции возобновляемой энергетики;
- обеспечение независимости Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг.
Второй квартал 2025-го – разработка и утверждение Дорожной карты процесса отделения надбавки за возобновляемую энергию от тарифа на передачу.
Третий квартал 2025-го – внесение изменений в закон о централизованном теплоснабжении. Это предполагает установку четких правил подключения к сетям.
Четвертый квартал 2025-го:
- отмена моратория на изменение тарифов на тепло и горячую воду для предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ);
- принятие программы энергомодернизации теплогенерирующих предприятий до 2030 года;
- определение специального статуса Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг;
- назначение номинированного оператора рынка электрической энергии;
- принятие законодательства для интеграционного пакета электроэнергии
Второй квартал 2026-го:
- принятие Дорожной карты постепенной либерализации рынка и электроэнергии, которая должна быть реализована после окончания военного положения;
- принятие законодательства об изменении режима косвенного налогообложения участников рынка электроэнергии в целях содействия синхронизации с энергетическими рынками сопредельных государств.
Третий квартал 2026-го:
- установление минимальных требований к энергоэффективности зданий и продукции, на которые распространяется законодательство ЕС;
- принятие законодательства по сокращению разрешительных процедур для стимулирования инвестиций в возобновляемую энергетику в соответствии с правилами ЕС.
Четвертый квартал 2026-го – установление требований по энергетической маркировке и экодизайну как обязательных минимальных критериев при осуществлении публичных закупок.
Инвестиции в рамках плана – €550 млн на укрепление энергетической инфраструктуры, в том числе повышение энергоэффективности и инвестиции в возобновляемые источники энергии.
Транспорт
Ответственные органы – Минразвития и Государственная служба морского и внутреннего водного транспорта и судоходства Украины
Четвертый квартал 2024-го:
- Принять обновленную Национальную транспортную стратегию Украины на период до 2030 года. Главная цель – развитие конкурентоспособной и эффективной транспортной системы в соответствии со стандартами ЕС.
- Также принять Стратегию развития и развития приграничной инфраструктуры со странами ЕС и Молдовой до 2030 года. Она предусматривает реконструкцию пунктов пропуска на границах с Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, а также упрощение процедуры пересечения границы (цифровизация и введение совместного контроля) в соответствии со стандартами Европейского союза.
Четвертый квартал 2025-го – принять закон «О железнодорожном транспорте», который вводит нормы законодательства ЕС и предусматривает разделение оператора инфраструктуры и перевозчиков, внедрение системы безопасности железнодорожного движения.
Второй квартал 2026-го – внести изменения в закон о торговом мореходстве и судоходстве. Цель – усовершенствование механизма имплементации международного режима охраны судов и морских портов и определение детального механизма контроля судов в морском порту.
Первый квартал 2027-го – синхронизация регламента портовых услуг с ЕС.
Четвертый квартал 2027-го – принятие подзаконных нормативно-правовых актов на выполнение законодательства о механизме функционирования рынка железнодорожного транспорта Украины.
В рамках программы правительство должно выделить минимум €350 млн на строительство и восстановление поврежденных и разрушенных объектов транспортной инфраструктуры.
Агропродовольственный сектор
Ответственные органы – Минагро, Минэкономики и Минфин.
Первый квартал 2024-го – совершенствование протоколов взаимодействия между Государственным земельным кадастром и Государственным реестром вещных прав на недвижимое имущество. Это позволит автоматический обмен данными между двумя реестрами.
Второй квартал 2024-го – принятие Национальной стратегии противоминной деятельности на период до 2033 года. Стратегия будет определять приоритеты в области гуманитарного разминирования и противоминной деятельности. Также будут определены сферы ответственности власти, неправительственных и частных операторов разминирования и приоритетные сферы привлечения поддержки от международных партнеров.
Четвертый квартал 2024-го:
- Стратегия развития сельского хозяйства и сельских территорий до 2030 года.
- Принятие закона о Государственном аграрном реестре (ГАР). Он включает информацию о сельскохозяйственных производителях, пищевых переработчиках, водопользователях и других. Реестр позволяет получить финансовую помощь и другие административные услуги.
Первый квартал 2025-го – должна заработать автоматизированная система публичного мониторинга земельных отношений, а также система оценки земель согласно стандартам Европейского союза.
Третий квартал 2025-го – парламент должен внести изменения в закон «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины». Изменения предполагают разработку мер государственной поддержки (преимущественно финансируются через донорские программы) сельскохозяйственного производства и малых фермерских хозяйств, внедрение системы электронного документооборота и т.д.
Первый квартал 2026-го – внедрение поддержки через ГАР. Представлен отчет, в котором указано, что до конца 2025 года 80% государственной поддержки поступило через ГАР.
Первый квартал 2027-го – создание унифицированной с ЕС системы FSDN. Система позволит отслеживать ситуацию в агросекторе и принимать взвешенные решения по назначению государственной поддержки сельхозпроизводителям.
Правительство должно выделить, по меньшей мере, €150 млн производителям сельскохозяйственной продукции для покрытия расходов на разминирование.
Полезные ископаемые
Ответственные органы – Министерство защиты окружающей среды и Государственная служба геологии и недр.
Четвертый квартал 2024-го – принять законодательство по изменениям в Общегосударственную программу развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года. Сосредоточиться на внедрении государственного компенсационного фонда в геологической сфере; политизации целей добывающей отрасли и определении стратегического и критического сырья.
Первый квартал 2025-го:
- обновление электронного кабинета недропользователя;
- диджитализация вторичной геологической информации (собственность государства), цифровое спецразрешение на пользование недрами (извлечение из государственного реестра).
Второй квартал 2025-го:
- публикация портфеля инвестиционных проектов по добыче критического сырья;
- запуск международных тендеров соглашений о разделе продукции с обеспечением их прозрачности.
Третий квартал 2025-го – отчет по итогам верификации запасов стратегических полезных ископаемых в Украине. Он будет доступен инвесторам.
Четвертый квартал 2025-го – опубликовать отчет о внедрении обязательной экологической, социальной и управленческой отчетности (ESG) для добывающей отрасли с рекомендациями по преодолению имеющихся правовых барьеров.
Цифровая трансформация
Ответственный орган – Минцифры.
Первый квартал 2025-го:
- Имплементация обновленного плана распределения и использования радиочастотного спектра в Украине. Задача – защита цифровой и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение бесперебойным интернетом населения и новый подход к распределению радиочастотного ресурса и мобильной связи 5G.
- Вступление в силу законодательства по усилению возможностей государственных ресурсов информационной инфраструктуры и кибербезопасности. Она связана с кибербезопасностью как на уровне государства, так и для населения. В настоящее время 53% населения Украины в возрасте от 18 до 70 лет имеют уровень цифровой грамотности ниже отметки «базовый уровень».
- Расширить перечень электронных услуг в приложении «Дія», в частности, речь идет о сферах восстановления, образования, здравоохранения, таможни, сервисах для ветеранов и военнослужащих.
Второй квартал 2026-го – подготовить план по обеспечению схем электронной идентификации в соответствии с Регламентом eIDAS и стандартами ЕС.
Зеленый переход и охрана окружающей среды
Ответственный орган – Министерство защиты окружающей среды.
Третий квартал 2024-го:
- принятие закона Украины о предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения;
- концептуальная записка по итогам публичных консультаций с заинтересованными сторонами, определяющая область отступлений от правил Стратегической экологической оценки (СЕО) и Оценки воздействия на окружающую среду.
Первый квартал 2025-го – принятие закона «Об основных принципах государственной климатической политики» и утверждение Плана действий по созданию национальной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Второй квартал 2025-го – восстановление обязательной системы мониторинга, отчетности и верификация выбросов парниковых газов (должна появиться), а также принятие плана мероприятий по созданию национальной системы торговли выбросами парниковых газов.
Третий квартал 2025-го – утверждение 2-го национального определенного вклада Украины в Парижское соглашение.
Четвертый квартал 2025-го – должен появиться Научно-экспертный совет по изменению климата и сохранению озонового слоя.
Первый квартал 2026-го – разработка стратегии перехода к экономике замкнутого цикла (циркулярной экономики) для 5–10 секторов. Также принятие Национального плана управления отходами до 2033 года.
Второй квартал 2026-го – принятие закона, который должен урегулировать вопрос незаконной вырубки леса, и создание прозрачной системы обращения древесины.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.