Вопросы корпоративного управления звучат в каждой программе финансовой помощи Украине от международных партнеров. Поэтому принятый 22 февраля Верховной Радой законопроект №5593-д по усовершенствованию корпуправления госпредприятиями – не только шаг Украины для получения €50 млрд в рамках Ukraine Facility, но и к полноценному членству в ЕС. Какими будут полномочия у наблюдательных советов, как будет назначаться их вознаграждение и кто будет их контролировать? Главные детали закона объясняет министр экономики Украины Юлия Свириденко
После восьми лет дискуссий и наработок Верховная Рада Украины приняла законопроект № 5593-д, определяющий правила корпоративного управления государственными предприятиями. Нормы документа законодательно закрепили успехи реформы госпредприятий и внесли системность и четкость, чтобы двигаться дальше.
Такие госкомпании, как «Укрзализныця» и «Укрпочта», уже имеют наблюдательные советы и внедрили корпоративное управление. Результат их работы украинцы уже ощутили: повышение качества услуг, новые сервисы, улучшается опыт взаимодействия с компаниями.
Принятие законопроекта №5593-д – важный этап, чтобы эту работу продолжать и масштабировать.
Изменения в управлении госпредприятиями
Наблюдательные советы будут иметь больше полномочий, но и ответственность возрастет. Правительство получает инструменты контроля над ними, а государственные предприятия – прозрачную и понятную систему управления.
Формула проста: из-за политики собственности правительство определяет, зачем оно владеет государственными предприятиями и какие задачи они должны выполнять. В то же время операционное управление предприятиями осуществляет менеджмент. Контролирует менеджмент наблюдательный совет.
Для этого у него есть все инструменты: может утверждать финансовые и стратегические планы, контролировать деятельность, назначать и увольнять руководителей.
Правительство контролирует наблюдательные советы: определяет задачи в письмах ожидания, регулярно оценивает работу, устанавливает политику вознаграждений и дивидендов.
Ответственность Кабмина
Закон №5593-д предоставляет полномочия правительству разработать и утвердить политику государственной собственности – стратегию и роль государства в управлении госпредприятиями. Согласно ей, будут согласовываться стратегические, финансовые и инвестиционные планы госпредприятий.
Дивидендная политика, политика вознаграждений членов наблюдательных советов и руководителей предприятий являются частями политики государственной собственности.
Отменяются нормативы для дивидендов – их уровень будет определяться по потребностям отрасли или отдельного предприятия. Остается минимальный уровень дивидендов – действующие 30%. Это нужно, чтобы в ситуации высокой неопределенности сбалансировать бюджет.
Появляются ли дополнительные полномочия у наблюдательных советов
Появляется система внутреннего контроля: вместо ревизионных комиссий будут эффективные инструменты – комплайенс, управление рисками, внутренний аудит.
Для стратегических компаний акционер с Министерством финансов устанавливает требования через письма ожидания по показателям рентабельности, ликвидности и платежеспособности. Как выполнить эти показатели, решают наблюдательные советы.
Привлечение Минфина к согласованию индикаторов – необходимое решение в условиях военного времени для контроля фискальных рисков. А также требование МВФ.
Контроль за наблюдательными советами
Правительство по закону должно разработать и утвердить порядок оценки деятельности наблюдательных советов и процедуру определения вознаграждений. Вознаграждение членов наблюдательных советов и руководителей госпредприятий должно быть обоснованным и ориентироваться на уровень зарплат подобных должностей в области работы этих предприятий или на смежных рынках.
Также закон предусматривает четкий перечень оснований и процедуру увольнения членов наблюдательных советов.
Шаг к интеграции Украины в ЕС
Вопросы корпоративного управления звучат в каждой программе финансовой помощи Украине от международных партнеров.
Принятие закона – одна из предпосылок вступления Украины в Европейский Союз.
Одним из показателей готовности к вступлению в ЕС является членство в ОЭСР. Украина уже подала соответствующую заявку на членство в этой организации. Принятие закона о реформе корпуправления в госпредприятиях – важный шаг на этом пути и хороший сигнал партнерам. Он учитывает принципы ОЭСР так, как это разрешают требования военного времени.
Этот закон – также обязательство украинского правительства перед МВФ. Его содержание отвечает требованиям обновленного в декабре 2023 года меморандума с Украиной.
В 2024 году Украина должна выполнить ряд требований ЕС, чтобы начать получать €50 млрд в рамках Ukraine Facility. Среди требований – закон об усовершенствовании корпоративного управления.
Шаг к инвестициям
На восстановление Украины от разрушений войны потребуются сотни миллиардов долларов. Теперь потребности на восстановление Украины оцениваются в $486 млрд, согласно обновленному отчету RDNA3. И с каждым новым днем войны сумма потерь и соответственно потребностей в восстановлении растет.
Движущей силой этого восстановления должен стать частный сектор. Но чтобы конкурировать за инвестиции, необходимо действовать по понятным правилам в цивилизованном мире. Закон разрешает внедрить современные механизмы корпоративного управления в государственных предприятиях.
Принятие законопроекта №5593-д – это результат тесного сотрудничества с международными партнерами. Ценную экспертную поддержку оказывали ОЭСР, ЕБРР, МВФ, USAID, а также ЕС и правительства стран G7.
Но работа на этом не завершается. В 2024 году Минэкономики должно создать необходимую базу подзаконных нормативных актов, чтобы обеспечить полноценную работу системы корпоративного управления.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.