Глава Минфина Сергей Марченко об эмоциях министра, отвечающего за бюджет страны, которой не хватает собственных ресурсов даже на армию. Новый выпуск «Business Breakfast с Владимиром Федориным» от Forbes.
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Министр финансов Сергей Марченко – гость еженедельного ютуб-проекта Forbes «Business Breakfast с Владимиром Федориным».
Он рассказал, как Украина живет в «упрощенной» финансовой реальности, когда половина денег из бюджета идет на армию, на каких принципах будет базироваться Национальная стратегия доходов и почему партнеры не «устанут» от Украины.
Упрощенная финансовая реальность госбюджета
Бюджет на военную кампанию не возмещается налогами. Это налоги плюс внутренние заимствования. Помощь от наших партнеров – основной источник, позволяющий нам балансировать.
Остальные ресурсы мы направляем на пенсионеров, зарплаты учителям, медикам. Вся невоенная система государственной власти и государственного управления фактически финансируется за счет наших партнеров.
В прошлом году были вопросы к ритмичности и несвоевременности поступления этих средств, и мы вынуждены были обращаться к НБУ.
Инфляция и курс контроля
Я считаю, что инфляцию удалось обуздать. Это позволяет бизнесу и гражданам планировать свое будущее, уверенно смотреть в будущее.
Также остается курсовая стабильность, и я не вижу никаких оснований полагать, что что-либо может измениться, если все обязательства от наших партнеров будут выполнены.
Годовой показатель инфляции в бюджете – 28%. Закладывались и более высокие курсовые показатели, влияющие на налоги, которые мы собираем с импорта. В то же время мы наблюдаем более быстрое возобновление импорта товаров, которое компенсирует прочный курс.
Налоговая перевыполнила планы за четыре месяца. Таможня недовыполнила на 700 миллионов, но это незначительная сумма. То есть фактически планы выполняются, я вижу определенную стабильную перспективу.
О блокировке налоговых накладных
Мне тяжело с позиции министра [заниматься отдельными кейсами с блокировкой накладных] в ручном режиме. Должна работать система.
По состоянию на 1 мая мы возместили почти 52 млрд грн, то есть с точки зрения цифр это достаточно приличный показатель даже по сравнению с довоенными временами. То есть сейчас возмещаем в среднем 12–13 млрд грн ежемесячно, это примерно те показатели, которые должны быть.
Конечно, есть вопросы накопительного действия, когда решение проблемы с возмещением проседало. Это требует системного решения. Я хотел бы, чтобы в первую очередь мы применяли право и закон, и те механизмы, которые предусматривают право налогоплательщиков отстаивать свои решения. Если налогоплательщики видят, что на уровне налоговых органов нет понимания и стремления к конструктиву, это, конечно, суд.
О налоговой реформе
Ключевые принципы должны соблюдаться. Первое – защита права собственности и защита бизнеса, инвестиций. Любые действия правоохранительных органов, налоговых или других фискальных органов должны быть ориентированы на то, чтобы бизнес был защищен, это ключевое.
Второе – одинаковые правила игры для всех, когда нет преференций, льгот, иного рода искажений конкурентной среды.
Третье – максимально упрощенная система администрирования и, возможно, устранение человеческого фактора в системе.
Далее – гармонизация с режимами, действующими в Европейском союзе. Но при этом следует понимать, насколько этот путь для нас будет сейчас выгоден, можно ли некоторые вещи сделать позже. И как в процессе адаптации сохранить нашу экономику и более того, создать стимулы для развития новых отраслей.
Это не об упрощении, я категорически против каких-либо упрощенных представлений о налоговых системах, о макроэкономике, как налоги влияют на экономическую деятельность. У нас нет проблемы ставок, есть проблема человеческого фактора, администрирования, громоздкости решений.
Возможно, необходимо подумать о стимулах, которые могут быть применены для всех бизнесов, для бизнесов, которые применяют высокоинтеллектуальный труд, который завозит высокоинтеллектуальное производство в Украину.
О возврате доплат военным
Я сдержанный человек, но тот момент я отреагировал довольно эмоционально. На наших первых встречах в Вашингтоне это был номер один. Звучало оно достаточно просто: «У вас там все в порядке? Как такое вообще стало возможным?». Потому что за две недели до этого мы подписали меморандум с МВФ, в котором четко зафиксировали определенные обязательства.
Как ВР «случайно» вернула доплаты военным
(Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)
10 апреля Верховная Рада вернула доплаты военным в 30 000 грн, от чего отказались в начале года ради экономии. Норма появилась в законопроекте №8312, касающемся вопросов имущества ВСУ, в последний момент по инициативе нардепа Дмитрия Разумкова.
Собеседники в президентской фракции «Слуга народа», финансовом и бюджетном комитетах Рады и Офисе президента отмечали, что за эту норму проголосовали «случайно».
В этот момент украинская правительственная делегация во главе с премьер-министром Денисом Шмыгалем и главами Минфина и НБУ Сергеем Марченко и Андреем Пышным находилась в Вашингтоне на Весенних встречах с МВФ и Всемирным банком.
Детальнее о ситуации – в материале Forbes.
Это не о поддержке армии. Систему мотивации и выплаты военным должно определять военное управление. Когда идет популизм в масштабах, которые трудно постичь, я не буду подбирать слова, мол, давайте мы подумаем, подсчитаем. Невозможно это сосчитать и невозможно профинансировать.
Единственный выход – внести изменения в бюджет, что обойдется в 170 млрд грн дополнительных расходов. И чтобы их профинансировать, придется увеличить налоги, в том числе НДС – на 4%, военный сбор – втрое.
Национальная стратегия доходов
Национальная стратегия доходов – это решение достаточно простых вопросов. Если есть льгота, которую получил бизнес, то сейчас эта стратегия доходов должна просто совершить ревизию такого рода льгот и освобождений от уплаты налогов.
Надо установить секторы или бизнесы. которые почему-то получили льготы, и определить, нужно ли их пересмотреть, отменить или продлить, если они, условно говоря, позволили существенно увеличить рабочие места, уплату налогов и т.д.
Далее должен быть обеспечен принцип целостности налоговой базы и способности постепенного ее расширения. Речь не идет об увеличении ставок налогов, а о расширении базы налогообложения.
На период военного положения мы не можем разваливать нашу налоговую систему, это ключевой принцип. То есть любые решения, существенно подрывающие возможность уплаты налогов, должны быть исключены.
Далее. Максимальное приближение налоговых и таможенных стандартов к стандартам ЕС и международным соглашениям, которые заключила Украина. Опять же с учетом наших экономических и национальных интересов. Многие решения могут быть имплементированы позже, если они на данном этапе вредят налогоплательщикам.
Другая сторона – усовершенствование администрирования налогов. Речь идет об обеспечении добродетели налогового, таможенного администрирования и усовершенствовании соответствующих процедур налоговой и таможенной служб. Также это избегание и недопущение проведения любых амнистий, льгот, экономически необоснованных.
По сути, Национальная стратегия доходов – это достаточно технический момент, он является базовой предпосылкой для стран, которые находятся в сложных ситуациях. Это не уникальное предложение для Украины.
Наши доходы, к сожалению, не покрывают даже половины наших расходов, поэтому МВФ и любые реалистичные аналитики считают возможным как минимум сохранить сложившуюся ситуацию, чтобы не оказалось у нас проблем. Я даже не представляю себе ситуацию, при которой у нас было бы, например, вдвое меньше налогов, чем сейчас.
«Устанут» ли партнеры от Украины
Об этом риске мне говорили начиная с весеннего собрания (МВФ) в апреле прошлого года. В начале лета потом говорили, что «устанут» от Украины в сентябре, потом говорили, что все о нас забудут, потому что кризис в Европе энергетический и инфляционный.
Сейчас наши партнеры, коалиция стран, сказали: «У вас столько времени, сколько вам нужно, делайте все, что нужно для защиты своей страны, для того чтобы победить в этой войне. Мы все это время будем рядом с вами». Это буквально.
Это значит, что граждане этих стран максимально настроены, чтобы Украина была тем положительным кейсом, который позволит всему миру продемонстрировать, что любая захватническая война невозможна, потому что она несет последствия.
Поэтому я достаточно оптимистичен в части ожиданий. Хотя, конечно, это не значит, что все это по умолчанию. Это значит, что нужно проводить соответствующую работу на всех уровнях: политическом, дипломатическом, финансовом и т.п. Это трудная работа, чтобы держать Украину в фокусе.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.