Десять дней назад Совет ЕС принял рамки для проведения переговоров о вступлении в Союз с Украиной и Молдовой. А уже 25 июня с межправительственной конференции в Люксембурге формально начались переговоры по вступлению Украины в Евросоюз. На каком этапе Украина по внедрению реформ, определенных Еврокомиссией, какие существуют проблемные вопросы по поводу торговой либерализации с ЕС и как мы будем решать «венгерский вопрос» на пути в Европу – в интервью вице-премьера по вопросам евроинтеграции Ольги Стефанишиной
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Прямая речь сокращена и отредактирована для ясности.
Торговля с ЕС
Информацию о том, что ЕС планирует ввести пошлину на украинский сахар и яйца с 28 июня, вы опровергли. Но когда это может произойти и как ударит по украинским производителям и экспортерам?
Так, по ряду позиций мы приближаемся к границе экспорта, позволяющей применять определенные защитные меры. Это очень узкий список. Пока торговая либерализация действует на весь спектр украинской агропродукции.
С момента запуска Черноморского коридора давление на приграничные с Украиной страны уменьшилось, но именно экспорт аграрной продукции продолжает быть существенной составляющей экспорта Украины. Это мясо птицы, кукуруза, мука и гранула, ячменная крупа, шрот и мед. Эта продукция является объектом мониторинга в рамках торговой либерализации и, соответственно, определенного лицензирования и контроля, когда приближается верхний показатель границы экспорта за период со второй половины 2021-го по 2023 год.
Решение о торговой либерализации – это не какие-то новые ограничения. Украинскому рынку известно о таком механизме, он готовился к возможному принятию этого решения и, более того, выступил за введение в торговую либерализацию таких защитных мер. Это создает условия для предсказуемости, бизнес-операций и минимизирует возможное напряжение на границе с соседними странами.
Несмотря на то что речь идет об определенном верхнем пределе экспорта, это позволяет украинским компаниям постоянно планировать свою деятельность и избегать кризисных ситуаций на границе.
На овес ЕС уже ввел пошлину. Какая продукция может быть следующей? По каким категориям мы приближаемся к этой верхней границе экспорта и можем получить ограничения, предусмотренные либерализацией?
Вопросы яиц и сахара. По другим группам товаров пока ограничений нет.
Вторая половина текущего года и начало 2025-го будут посвящены тому, какой будет торговая либерализация в дальнейшем. Это ведь решение принято на год. Наша задача, чтобы на следующий год, в июне 2025-го, мы предложили и приняли совместно с Еврокомиссией совместное решение о торговой либерализации, вплоть до решения о членстве Украины в ЕС.
Какие все же приблизительные сроки для сахара и яиц? Когда мы можем дойти до этого верхнего предела по этим товарам?
Будет ответная встреча в Еврокомиссии среди подразделений, отвечающих за торговлю, аграрную продукцию. Возможно, мы увидим применение такого механизма экстренного торможения.
Но это осуществляется в рамках всеобщей торговой либерализации и является абсолютно рациональной торговой практикой. Это решение согласовано с украинскими производителями.
Со своей стороны, Украина категорически отстаивала позицию, что эти условия действуют до тех пор, пока у нас функционирует Черноморский коридор, а ситуация по безопасности такая, какой она есть. Если ситуация существенно меняется, например в худшую сторону, мы пересматриваем условия, связанные с возможностями экспорта продукции через территорию ЕС.
Автономные торговые преференции ЕС предполагают, что антидемпинговые защитные меры не будут применяться в отношении металлургической продукции. Раскройте суть вопроса. Мы наращиваем металлургическое производство, учитывая, что большинство предприятий находятся близко к линии фронта или разрушены? Это актуально для экономики Украины?
Поскольку война оказала существенное влияние на этот рынок, были приостановлены какие-либо ограничения или антидемпинговые пошлины или барьеры, установленные в рамках других торговых инструментов и расследований для металлургической продукции.
До начала полномасштабной войны украинский металлургический комплекс был достаточно конкурентоспособным. И из-за низких цен создавал определенную диспропорцию на рынке ЕС вследствие больших возможностей по объему экспорта.
С началом полномасштабной войны, чтобы снять какие-либо ограничения, было принято решение о торговой либерализации и отмене торговых ограничений, действовавших именно для металлургического комплекса. Они были едва ли не единственные, которые действовали в отношении украинской продукции.
После завершения войны и в рамках переговоров по членству Украины в ЕС мы должны найти свою роль и место на рынке ЕС во всех этих областях. Но это уже предмет переговоров по членству, это не вопрос торговых ограничений или непосредственно торговой либерализации.
Какие механизмы реагирования на нарушение странами–членами ЕС соглашения о зоне свободной торговли, наподобие польской блокады границ, планирует ввести ЕС? Какие механизмы реагирования есть у нас?
Поскольку вопрос касался односторонней торговой либерализации, одним из слабых моментов для Еврокомиссии было то, что у нее не было достаточно объема инструментов быстрого контроля или привлечения к ответственности страны, нарушившей требования регламента.
У нас есть инструменты арбитражного процесса, споров в рамках Всемирной торговой организации. У Европейской комиссии есть свои юридические процедуры. Но это процедуры, которые длятся годами.
И, безусловно, воюющая страна, которая не должна иметь никаких ограничений, в том числе в части экспорта, не считает необходимым использовать эти инструменты. Потому что у них нет быстрого эффекта, хотя все необходимые юридические процедуры мы запустили.
Поэтому в дополнение к юридическим процедурам мы прибегли к ряду мер.
Каких именно?
Первое – это механизм экстренного торможения, предусмотренный в регламенте о торговой либерализации. А также механизм ответственности для стран ЕС, нарушающих требования регламента.
Во-вторых, Украина ввела контроль экспорта, лицензирования определенной группы продуктов и направила их только транзитом через соседние страны.
И самое важное, что Украина обеспечила возобновление работы Черноморского коридора. Это существенно сняло напряжение на рынках соседних стран.
Здесь нет универсальной формулы, есть юридические процедуры, они, безусловно, должны быть запущены. И запущены с украинской стороны. Но с точки зрения быстрых мер мы ввели свои внутренние мероприятия, а также в регламенте о торговой либерализации прописали уже более четкие механизмы.
Акциз и реформы
У Украины есть обязательства по повышению акцизов, которые должны дойти до уровня европейских в ближайшие годы. Идет ли речь в контексте евроинтеграции о подобном повышении экологического налога? Какие ставки обсуждаются?
Да, ставки акцизных налогов и сборов должны быть приведены в соответствие с европейскими регламентами и директивами. Это наше обязательство. Эти показатели напрямую определены в европейском регулировании.
Единственное, о чем мы можем говорить, это временные рамки: когда и в течение какого периода будут осуществлены эти меры.
Что касается углеродного налога, у нас этим вопросом сейчас занимается Министерство экологии. Это не будет в чистом виде налог как определенный ежемесячный вычет из доходов юридических или физических лиц, а более сложная формула, связанная с системой торговли выбросами и другими элементами экологической политики.
Уже осенью правительство сможет представить позицию по поводу того, как мы будем внедрять эти будущие обязательства Украины.
Европейские партнеры уделят особое внимание реформам антикоррупционного блока. В этом месяце мы уже приняли закон о БЭБ. Какие институции в дальнейшем могут быть реформированы (АРМА, Фонд госимущества, налоговая, таможня)?
Год назад президент Владимир Зеленский утвердил указ о концепции реформирования правоохранительных органов Украины. На ее основе сформирован правительственный план мероприятий, который будет одобрен в ближайшее время.
Во-вторых, Украина уже запустила критически необходимые для существования государства институты, перезапустила судебную ветвь власти, запущен и работает Конституционный суд Украины. Также функционируют абсолютно все антикоррупционные и правоохранительные органы. Будет перезапущен БЭБ.
Европейская комиссия констатировала, что мы выполнили все необходимые политические критерии. До конца этого года должны представить дорожную карту, которая будет базироваться на том, чтобы эти институты функционировали эффективно.
То есть мало их создать и запустить. Мы должны обеспечить их постоянство, качественное, эффективное функционирование. Это труднее – для того чтобы принять решение, нужен был политический консенсус. Это была длительная дискуссия.
В рамках переговорного процесса, не только в части верховенства права и антикоррупции, должен быть осуществлен перезапуск большого количества институтов. Это касается таможенной и налоговой политики, системы независимых регуляторов в ряде сфер: транспорт, энергетика, телевидение, радиовещание.
Всё в процессе. Абсолютно в каждой сфере будут серьезные трансформации. Процесс переговоров будет прозрачным и, надеюсь, непродолжительным.
Эти трансформации будут в течение этого года, условно до 2025 года?
В ближайшие два года.
Вступление в ЕС
На пресс-конференции в Люксембурге вы подчеркнули, что членство Украины в ЕС не означает полного и немедленного доступа к единому рынку. Может быть согласован ряд переходных периодов. Каких отраслей это будет касаться? О каких переходных периодах мы будем просить и какие закрепили в переговорной позиции?
Одна из крупных составляющих переговорного процесса – это экологическая политика в области защиты окружающей среды, климатическая политика. Украина задекларировала в переговорной позиции то, что мы привержены целям зеленого курса, своим обязательствам в рамках Парижского соглашения и в вопросах декарбонизации.
В то же время сам переход на европейские регулирования будет достаточно длительным, поскольку сегодня страны ЕС уже функционируют по четвертому поколению климатического регулирования. Мы внедряем только первое и второе поколение этих политиков. Поэтому мы уже заявили, что, беря на себя все необходимые обязательства, будем просить о неопределенных переходных периодах.
Также не будем очень спешить в вопросах имплементации обязательств в сфере аграрной политики, кроме вопросов, касающихся стандартизации, требований, сертификации. Поскольку сам ЕС задекларировал реформу аграрной политики, здесь будет дискуссия.
Есть ли подобная дискуссия по энергетике?
В части энергетической политики есть достаточно серьезные предостережения, связанные с уничтожением украинской энергетической инфраструктуры и потребностью ее восстановления. Мы признаем, что восстановление энергетической инфраструктуры и обеспечение украинцев светом является приоритетом. Именно из этих приоритетов мы будем выходить в переговорном процессе, признавая важность наших обязательств.
Но при этом мы также обращаем внимание, что Украина уже достаточно интегрирована с точки зрения цифровой экономики в Европейский Союз. Мы признаем, что Украина пользуется торговой и транспортной либерализацией.
У нас есть таможенное упрощение, которое действует с Европейским Союзом, и безвизовый режим, позволяющий вводить свободу передвижения населения с 2017 года.
Поэтому это, с одной стороны, переходные периоды и дополнительные исключения, но с другой – мы не новые игроки на этом рынке и имеем уже достаточно высокий уровень интеграции.
Будут ли переходные периоды для столь важной свободы, как свобода движения капитала? Учитывая, что мы сейчас живем в условиях валютных ограничений.
Вопросы финансовой стабильности на первом месте. Трудно сейчас говорить о переходных периодах. Единственное, что я могу подтвердить, Нацбанк поставил для себя в приоритет вопросы европейской интеграции Украины и обеспечения свободы движения капитала. Уверена, что здесь найдется баланс.
Заместитель главы НБУ Сергей Николайчук – главный переговорщик по этому направлению. Думаю, в ближайшее полугодие сможем услышать более четкую позицию после того, как пройдут двусторонние консультации в рамках переговоров.
На межправительственной конференции между Украиной и ЕС во вступительном заявлении вы сказали, что Украина выполнит 11 требований Венгрии относительно венгерского меньшинства в Закарпатье. Эти 11 требований непубличны, но в украинских медиа были материалы, что мы должны едва ли не признать «исторически венгерским» все Закарпатье. Каковы на самом деле эти условия? Какие риски вы видите?
Планирую более расширенную коммуникацию по этому вопросу. В заявлении украинской стороны было предусмотрено, что Украина согласует и на этой основе обеспечит выполнение 11 пунктов, представленных Венгрией. Поэтому перед вопросом об 11 пунктах была позиция о том, что Украина согласует необходимые шаги.
Этим мы занимаемся почти пять месяцев в двустороннем диалоге с Венгрией. Мы хорошо продвинулись. На сегодняшний день не чувствую давления времени, поскольку уже переговоры открыты, уже определенная позиция зафиксирована.
Уверена, что на уровне наших коллег, венгерских, украинских, мы почти приблизились к перечню согласованных позиций по каждому из этих пунктов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.