Чем грозит Украине потенциальный предвыборный конфликт в США из-за финансовой помощи украинскому правительству и есть ли у Минфина план «Б»
Субботнее решение Конгресса США о временном финансировании правительства страны, но без финансовой помощи Украине – существенный повод для беспокойства украинского правительства.
Отказ американских законодателей от пакета поддержки Украины на $6 млрд беспокоит и европейских партнеров Украины.
Для украинского правительства это имеет не только понятийный, но и практический эффект. До конца 2023 года Минфин надеялся получить от Соединенных Штатов $3,3 млрд прямой бюджетной поддержки, заявлял в середине сентября министр финансов Сергей Марченко. Ожидание на следующий год – $12–14 млрд.
Правительство, несмотря на это, все еще ожидает, что финансирование состоится по плану, отмечает собеседник Forbes среди членов Кабмина, который попросил не упоминать в этой статье свою фамилию и название министерства из-за существенной политической сенситивности темы. План «Б» Минфина на экстренный случай – использовать уже сейчас часть международной помощи, которую планировалось направить на финансирование расходов первых месяцев 2024-го.
О чем идет речь и насколько критично для Украины своевременное финансирование США?
План «Б» правительства на 2023-й, если в бюджете США не будет денег для Украины
Традиционные финансовые дискуссии в США осенью связаны с особенностью формирования бюджета страны, охватывающего не календарный, а финансовый год (с сентября по сентябрь). В этом году бюджетный процесс обострился из-за выборов президента Соединенных Штатов в следующем году.
Несмотря на то, что 30 сентября Конгресс принял двухпартийную меру, сохранив финансирование правительства до середины ноября, отсутствие помощи Украине стало ударом по администрации Байдена, отмечает Bloomberg, который после голосования в Конгрессе пообщался с несколькими европейскими чиновниками.
«Путин и другие агрессоры могут обрести смелость при отсутствии непоколебимой поддержки Запада», – цитирует агентство одного из собеседников. Хуже всего, что ситуация, вероятно, осложнится с приближением выборов в США, предположил в разговоре с Bloomberg другой топ-чиновник ЕС.
Для Украины это означает конкретные финансовые проблемы уже в конце этого года. По состоянию на конец сентября правительство получило от Штатов $9,75 млрд. Для сравнения, другие крупнейшие источники: ЕС – $14,7 млрд, ОВГЗ – $11 млрд, МВФ – $3,6 млрд, Канада – $1,8 млрд.
В отличие от, например, ЕС, США оказывают правительству помощь в виде грантов, а не кредитов. Еще $1,25 млрд такого гранта уже есть на счетах траст-фонда поддержки Украины во Всемирном банке. Под вопросом – $3,3 млрд, которые Минфин рассчитывал получить в течение октября-декабря.
«Мы получаем не слишком утешительные сигналы от американских партнеров, – говорил за неделю до голосования в Конгрессе собеседник Forbes среди чиновников среди министров экономического крыла правительства. – Мы видим понимание партнеров, что нам нужно не дать упасть, например, в Treasury, но они тоже зависят от политической ситуации».
Можно ли перекрыть риск недофинансирования от США своим ресурсом? Ответ «да» выглядит слишком оптимистичным, считает экономист Центра экономической стратегии Максим Самойлюк. «Хотя можно активнее привлекать деньги на внутреннем рынке (ОВГЗ) плюс у нас есть рекордные золотовалютные резервы как раз на подобные случаи», – добавляет он.
Что правительство планирует делать, если финансирования от Штатов больше не будет? План «Б» – перебросить часть средств доноров из расходов первого квартала 2024-го на последние месяцы текущего года, рассказывает собеседник среди чиновников. В частности, речь идет о помощи правительства Японии, также предоставляющей средства через траст-фонд Всемирного банка.
Что ждет госбюджет без помощи США в 2024 году
В проект бюджета на 2024-й правительство заложило $42,8 млрд финансовой помощи от международных партнеров. Это на $500 млн больше, чем в 2023 году.
Доля США в этом пакете, анонсированная министром Марченко – $12–14 млрд, то есть примерно на уровне текущего года. Ожидание от ЕС – на уровне €18 млрд.
«Следующий год несет большие вызовы, – констатирует Самойлюк из ЦЭС. – Но даже от ЕС пока нет четких обязательств: программа EU Facility на €50 млрд, но неопределенность с США больше».
Какие альтернативы будут у правительства в случае наиболее радикальных сценариев? Полностью заместить финансирование от Штатов вряд ли реально, хотя Минфин, вероятно, будет пытаться найти источники в других странах, говорит Самойлюк. «Поэтому варианты финансирования остаются прежними: большие внутренние заимствования и, в крайнем случае, печать гривны», – отмечает он.
Можно ли хотя бы частично исправить ситуацию по негативному сценарию за счет сокращения расходов? «На мой взгляд, пространство для маневра не такое и большое – большая часть расходов сейчас – это оборона и социальная сфера», – считает Самойлюк.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.