Верховная Рада (ВР) начала работу над бюджетом на следующий год и рассмотрела два закона, открывающих переговоры о членстве Украины в Европейском союзе (ЕС). Forbes рассказывает о главных изменениях, принятых нардепами на этой неделе.
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
За два пленарных заседания 20 и 21 сентября Верховная Рада успела рассмотреть крупные изменения в госбюджет 2023 года, ознакомиться с проектом на следующий год и принять ряд законопроектов, в том числе важных для евроинтеграции Украины. Закончилась и многомесячная эпопея с возобновлением декларирования.
Что эти изменения означают на практике? Forbes объясняет, что важного сделали нардепы на этой неделе.
Бюджет 2024 года
20 сентября министр финансов Сергей Марченко представил в парламенте проект госбюджета на следующий год. «Это бюджет, направленный на развитие экономики для победы», – сказал он во время выступления в ВР.
Одно из наибольших отличий документа от сметы 2023-го – существенное сокращение расходов на инфраструктуру и строительство, отметила в авторской статье для Forbes глава бюджетного комитета Роксолана Пидласа. Расходы на безопасность – 1,69 трлн грн (21,6% от ВВП). В частности правительство делает ставку на увеличение украинского производства оружия, боеприпасов (выделено 55,8 млрд грн) и дронов (48 млрд грн).
Основные показатели: рост ВВП на 5%, инфляция составит 10,8%, минимальная зарплата вырастет до 7100 грн, а с 1 апреля 2024-го – до 8000 грн, курс – 41,4 грн/$. Для поддержания бизнеса в 2024-м заложено почти 30 млрд грн по разным программам.
Пять нардепов из экономического, бюджетного и финансового комитетов, с которыми общался Forbes, оценили бюджет следующего года как сдержанно оптимистичный. В целом нардепы призывают сократить все непрофильные траты. К примеру, финансирование БЭБ, других правоохранителей, деньги на сериалы и тому подобное, говорит заместитель председателя финкомитета Ярослав Железняк. «Нужно смотреть каждую программу и находить такие ненужные расходы», – добавляет он.
Заработная плата чиновников – еще одна статья, которая может попасть под сокращение. «Вызывает вопрос увеличение зарплатного фонда разных центральных органов исполнительной власти», – говорит глава финансового комитета Гетманцев.
Увеличение бюджета на 2023 год
Парламент в первом чтении принял правительственный законопроект об увеличении бюджета на 328,5 млрд грн, из них на нужды обороны почти 303 млрд грн. Вторая статья расходов – Министерство социальной политики в поддержку ВПЛ выделило 16,5 млрд грн.
Наиболее дискуссионные положения закона, по мнению нардепов, – увеличение зарплатного фонда БЭБ (315 млн грн), Государственного казначейства (51,7 млн грн) и Государственной аудиторской службы (185,4 млн грн), а также расходы Минэнерго на поддержку субъектов ТЭК (350 млн грн).
Неясна также цель выделения средств на дополнительное финансирование Минагро, отмечает нардеп из экономического комитета Алексей Мовчан. «У министерства большой штат и много полномочий, которые целесообразно оптимизировать», – объясняет он.
Несмотря на недовольство нардепов, документ был принят без существенных изменений, но ко второму чтению они могут появиться. «Будем убирать расходы на БЭБ и настаивать на дополнительных расходах на Минобороны», – написал в своем Telegram-аккаунте нардеп Железняк.
Местные бюджеты без «военного» НДФЛ
ВР сделала первый шаг к лишению местных бюджетов 100% НДФЛ по заработным платам военных и силовиков. Нардепы приняли законопроект №10037 в первом чтении. Если он пройдет второе чтение, то эти средства будут направлены в государственный бюджет. В этом году сумма составит 25,8 млрд грн, а в следующем – 93,7 млрд грн.
Мнения глав городов разделились по этому решению. Мэр Львова Андрей Садовой готов поддержать это решение при условии, что деньги действительно пойдут на войну, процедура будет прозрачной, а норма будет действовать на время военного положения. Глава Николаева Александр Сенкевич категорически против, поскольку город теряет 46% бюджета. «Без этих денег нам не хватит средств на зарплаты, коммунальные услуги, обслуживание города», – говорит он.
Открытие реестра деклараций
Нардепам со второй попытки удалось открыть реестр деклараций для общественности. 5 сентября ВР проголосовала за возобновление декларирования для чиновников, но на год ограничила публичный доступ к нему.
Это возмутило общество. Петиция на сайте президента с требованием ветировать закон №9534 за считанные часы набрала необходимые для рассмотрения 25 000 голосов. В общей сложности ее поддержали почти 84 000 человек. Зеленский прислушался к пожеланиям и вернул закон в парламент с требованием открыть реестр.
Исключение – декларации не должны подавать такие субъекты декларирования, как военнослужащие, находящиеся в плену или на временно оккупированных территориях, а также члены их семей.
Согласно закону, сейчас госчиновники должны подать декларации сразу за два года (2021-й и 2022-й). В апреле 2024 года начнется подача деклараций за 2023 год. Открыть реестр НАПК должно в двухмесячный срок с момента вступления закона в силу.
Евроинтеграционный закон о публичных лицах
Рада приняла в первом чтении законопроект №9269-д относительно пожизненного финансового мониторинга РЕР (Politically exposed persons. – Forbes ). К таким лицам относятся все топ-чиновники – президент, премьер-министр, члены Кабмина, секретарь и заместитель СНБО, нардепы, послы, глава НАБУ, СБУ, генпрокурор и т.д.
Фактически ВР голосует за этот статус во второй раз. В законе о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, который нардепы приняли еще в 2020 году, статус РЕР был пожизненным. В прошлом году нардепы внесли изменения, ограничив действие статуса РЕР на три года, объясняет нардеп финансового комитета Ольга Василевская-Смаглюк. «Это возмутило наших международных партнеров, которые выделяли средства на эту реформу, и поставило под сомнение наше членство в ЕС», – говорит Василевская-Смаглюк.
Принятие проекта является условием вступления Украины в ЕС и получения помощи МВФ. После поддержки закона в целом Украина выполнит все законодательные требования для начала переговоров с ЕС. ВР рассмотрит закон во втором чтении в октябре, прогнозирует Василевская-Смаглюк.
Изменения в оборонных закупках после неоднозначных действий Госаудитслужбы
Нардепы приняли постановление №10071, обязывающее Кабмин гарантировать исполнителям государственных контрактов по оборонным закупкам компенсацию всех экономически обоснованных расходов, а также суммы прибыли.
Государственная аудиторская служба Украины требовала вернуть 2,5 млрд грн, утверждая, что сотрудничающие с Минобороны поставщики не должны закладывать прибыль в контракты с государством.
Это создало проблемы армии и бизнесу. Производители, профильные ассоциации и общественность жаловались, что украинские оборонные предприятия просто банкротят: производство оружия и техники будет уничтожено как отрасль, а производства остановлены.
Независимость САП
Еще в пятницу, 15 сентября, в ВР поступил правительственный законопроект об усилении независимости Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Документ должен устранить давнюю проблему, связанную с рисками политического влияния на САП, а также предотвратить утечку информации о расследованиях.
Главное изменение – САП получает статус юридического лица. Это позволит самостоятельно администрировать свой документооборот, распоряжаться бюджетными средствами, набирать коллектив. Раньше все эти действия следовало согласовывать с ОГП, у структур была даже общая почта.
Среди недостатков – законопроект не предполагает существенных процессуальных изменений. САП остается зависимой от генпрокурора в расследовании дел против нардепов, а также не получает право самостоятельно обращаться по поводу экстрадиции топ-чиновников.
Голосование в первом чтении состоится в начале октября, ожидают три собеседника Forbes из числа нардепов из антикоррупционного и экономического комитетов ВР.
Ограничения для микрокредитов
Парламент поддержал в первом чтении изменения требований к микрокредитованию. Законопроект №9422 предусматривает: ограничение максимальной дневной ставки до 1%, установление минимальных требований к проверке кредитоспособности заемщика, дополнительные штрафные санкции для МФО за нарушение требований.
В начале 2023 года Нацбанк фиксировал увеличение жалоб граждан на микрокредитные организации. Рынок отвергает претензии регулятора как относительно проверки платежеспособности клиентов, так и относительно проблемной задолженности.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.