Самая крупная нефтяная компания Украины «Укрнафта» планирует увеличить добычу нефти за год на 6%, а через пять лет – вдвое. Неизвестное в этом уравнении – где компания возьмет на это деньги. До сих пор не утвержденный правительством финплан предусматривает 12 млрд грн прибыли и более 6 млрд грн инвестиций. Насколько реалистичны эти планы
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Последние 20 лет «Укрнафта» находилась под контролем группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. В ноябре 2022-го государство провело большое отчуждение, после чего «Укрнафту» и «Укртатнафту» возглавил Сергей Корецкий, бывший руководитель сети WOG и основатель кофейного бизнеса Idealist.
За это время добыча «Укрнафты» постоянно снижалась: с 3 млн т нефти в 2008-м до 1,37 млн т в 2022-м. «Укрнафта» почти не вкладывала средства в бурение, говорит исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины Артем Петренко. Компания бурила по одной скважине в год, соглашается Корецкий.
Новое руководство компании планирует изменить тренд и строит амбициозные планы: увеличить добычу вдвое за пять лет, до 3 млн т. «Этого достичь будет очень сложно из-за ужасающего финансового и технического состояния компании», – говорит директор компании ExPro Consulting Геннадий Кобаль. Корецкий признает: «Укрнафта» должна государству 4,58 млрд грн налогов и имеет 20 млрд грн дебиторской задолженности, большая часть которой имеет статус сомнительной. Рост хотя бы на 20% будет хорошим результатом, говорит Кобаль.
Увеличение добычи малой кровью
Цель «Укрнафты» в 2023 году – удержать добычу газа и увеличить добычу нефти на 6% – до 1,5 млн т, говорит Forbes Корецкий.
Он меняет команду под новые вызовы. Ему на помощь в статусе советников главы правления пришли бывший финансовый директор «Укргаздобычи» Сергей Федоренко и кандидат наук Владимир Гришаненко, имеющий 20 лет опыта в отрасли. Корецкий говорит, что провел около 20 интервью со специалистами по направлению добычи и расскажет о дальнейшем расширении команды.
Игроки рынка и аналитики считают планы Корецкого на этот год консервативными. «Укрнафта» может увеличить добычу на 6%, вкладывая небольшие ресурсы: где-то капремонт сделать, где-то поставить насос, говорит Forbes гендиректор группы компаний «Западнадрасервис» Степан Козицкий. Рост добычи дадут недорогие операции на скважинах, соглашается аналитик «НефтеРынка» Александр Сиренко.
Результаты первого квартала это подтверждают. Компания уже увеличила суточную добычу почти на 6 % – до 3926 т за счет ликвидации врезок и проведения капитальных ремонтов скважин.
При этом, по словам владельца «Западнадрасервис», «Укрнафте» принадлежат одни из самых перспективных нефтяных участков в Украине, которые сосредоточены в западном регионе. «Если подходить к вопросу более основательно, применять 3D-сейсмику, бурение, можно было бы и на 10% увеличить добычу в этом году», – говорит Козицкий.
В последний раз «Укрнафта» проводила 3D-сейсмику месторождений в 2014-м, говорит Корецкий. В этом году компания планирует вернуться к этому виду исследования и готовит тендерные условия.
Компания планирует в этом году своими силами пробурить шесть неглубоких скважин: три новых и три глубокомодернизированных, говорит Корецкий. «Укрнафта» сейчас имеет четыре буровых станка.
Стоимость бурения подобной скважины $1–2,5 млн, говорит Козицкий из «Западнадрасервис». Его компания тоже бурит неглубокие скважины. То есть общая стоимость бурения «Укрнафты» в этом году составит до 400 млн грн. При этом «Укрнафта» закладывает в финплан, который еще должно согласовать правительство, 5 млрд грн инвестиций. Большинство этих денег пойдут на увеличение добычи на действующих скважинах.
Компания оперирует 1800 скважин на 89 месторождениях. Это очень скромная цифра для столь крупной компании, говорит Кобаль. Для сравнения, крупнейшая частная компания «ДТЭК Нафтогаз» в 2021 году инвестировала более 2 млрд грн, хотя развивает только три месторождения.
«Укрнафта» планирует потратить 1,2 млрд грн на приобретение новых лицензий, говорит Корецкий. «Удивительно, что компания планирует покупать новые лицензии, ведь имеет кучу лицензионных участков, которыми никто не занимался», – говорит Forbes на правах анонимности топ-менеджер одной из нефтегазовых компаний Украины. По всей видимости, речь идет о продлении действующих лицензий, добавляет он.
Также Корецкий намерен привлекать к добыче частные компании на условиях совместной деятельности. «Мы сейчас ранжируем все наши месторождения: выделяем те, где справимся собственными силами, и те, где привлечем партнеров», – говорит он. В «ДТЭК Нафтогаз» Рината Ахметова готовы сотрудничать, особенно при сверхглубоком бурении и использовании высокотехнологичных сервисов при разработке месторождений. «Компания видит большие перспективы увеличения добычи и развития нефтегазовой отрасли Украины на основе государственно-частного партнерства», – ответили по запросу Forbes в пресс-службе ДТЭК.
Ключевой вопрос – откуда «Укрнафта» возьмет деньги, говорит Сиренко из «НефтеРынка». Компания имеет многомиллиардные долги. Бывший менеджмент «Укрнафты» и «Укртатнафты», по данным СБУ, вероятно, вывел из нее 40 млрд грн.
Корецкий рассчитывает на 12 млрд грн доходов в 2023 году. Он не раскрывает финрезультаты прошлого года, потому что они, по его словам, нерепрезентативны из-за войны и потери части финансовой документации компании во время отчуждения. 2019-й «Укрнафта» закончила с убытком в 4,3 млрд грн, 2020-й – с прибылью в 4,3 млрд грн, прибыль за первое полугодие 2021 года – 1,58 млрд грн.
Насколько реально новому СЕО увеличить прибыль в 3–4 раза? Первоочередная задача Корецкого – сломать вероятные схемы «Привата» по выводу денег из «Укрнафты», отмечает Кобаль. Благодаря этому компания сможет направить средства на развитие, говорит директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
Еще один возможный источник доходов – экспорт нефти. «Укрнафта» в начале марта заключила контракт с польской Orlen на импорт нефтепродуктов, чтобы запустить свои 500 АЗС. В настоящее время компании ведут переговоры по экспорту украинской нефти. «Это очень непростая схема», – говорит Куюн. Все из-за логистики: трубой можно доставить только к одному из заводов Orlen в Европе, а если везти по железной дороге, будет мешать разная ширина колеи.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.