Впервые после прекращения действия «зернового коридора» из порта Одесса вышел контейнеровоз Joseph Schulte. С начала полномасштабной войны это первый выход контейнеровоза из украинских портов. Насколько важно это событие для Украины
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Контейнеровоз Joseph Schulte стал первым судном, которое воспользовалось временным коридором для движения торговых судов в и из портов Великой Одессы. Это первое судно, вышедшее из украинского порта после завершения зерновой инициативы, и первый контейнеровоз, который может перевозить товары. До этого из трех черноморских портов могли заходить и выходить только балкеры, перевозящие зерно.
17 августа он находился у берегов Румынии в районе порта Констанца. 18 августа – вошел в территориальное море Болгарии. «Идет по 12-мильной зоне Украины, Румынии, Болгарии, которые защищены государственным суверенитетом, – написал в Facebook Андрей Клименко, руководитель мониторинговой группы по санкциям и свободе судоходства Института Черноморских стратегических исследований. – То есть там, где его в принципе не могут остановить военные корабли».
Судно следует коридором, утвержденным Украиной самостоятельно с учетом военных угроз. Коридор проходит через территориальные воды Украины, Румынии, Болгарии и Турции, говорит Борис Кормич, профессор, заведующий кафедрой морского и таможенного права Одесской юридической академии. «С точки зрения правил ведения боевых действий на море атаки или остановки судов в территориальных водах нейтральных стран запрещены», – объясняет он.
Что известно о судне
Joseph Schulte – судно под флагом Гонконга, принадлежащее судовладельцу со 135-летней историей Bernhard Schulte Shipmanagement (BSM) и банку Китая. Страхователь – норвежская страховая компания Gard. Судно должно прибыть в Стамбул в этот вечер, ответил Reuters пресс-секретарь BSM.
Контейнеровоз имеет на борту 30 000 т груза, или 2114 контейнеров, в том числе с продовольствием, сообщал в Facebook Кубраков.
С 23 февраля 2022 года контейнеровоз находился в Одессе. Он был заблокирован в украинском порту на пике спроса на контейнеровозы. Это сделало его самым ценным судном, застрявшим в портах Украины, пишет профильное издание «TradeWinds news». Судно оценивалось в $150 млн, отмечает издание.
В начале полномасштабного вторжения в портах Украины было заблокировано около 70 судов. Большинство балкеров покинули порты в рамках «зернового коридора». Контейнеры не могли использовать эту возможность. «Коридор будет в первую очередь использоваться для эвакуации судов, которые находились в украинских портах Черноморск, Одесса и Южный на момент полномасштабного вторжения», – отметил Кубраков.
Сейчас в Одессе находится минимум три судна: Primus дедвейтом 32 600 т, Puma дедвейтом 35 000 т и Comet дедвейтом 10 100 т. В Южном – сухогруз Filia Glory дедвейтом 58 000 т и кеп-сайз Ocean Courtesy дедвейтом 177 000 т. В Черноморске – Emmakris III дедвейтом 73300 т.
Как в 2022 году вывозили агропродукцию
50% агрогрузов экспортировали через глубоководные порты, действовавшие в рамках зерновой инициативы: Одесса, Черноморск, Южный.
25% – через порты Дуная: Рени и Измаил.
25% – через западные пограничные переходы с последующим транзитом в порты ЕС.
Теперь судоходство из портов Украины разблокировано?
«Успешный проход может стать положительным примером как минимум для выхода нескольких других заблокированных судов, – говорит заведующий кафедрой морского и таможенного права Одесской юридической академии Кормич. – Но оптимизм в этом случае должен быть осторожным». По его словам, совладельцем Joseph Schulte является китайский банк, что делает этот объект неудобным для агрессивных действий со стороны России.
Об успехе в разблокировании наших черноморских портов можно будет говорить, если начнут успешно выходить другие суда, и самое главное, если будут новые заходы судов в эти порты, добавляет Кормич.
В морском бизнесе не последнюю роль играет главенство прецедента, говорит Геннадий Иванов, директор BPG Shipping & Kronos Bulkers. Может быть множество резолюций по безопасности судов в тех или иных портах, но пока судовладельцы не увидят реальные «успешные» судозаходы, не пообщаются между собой и обменяются практическим опытом, вероятность изменения «направления ветра» минимальна, объясняет Иванов. Он вспоминает, что похожая ситуация была перед запуском «зернового коридора» в 2022 году, когда после нескольких заходов-выходов значительно возросло количество судовладельцев, готовых работать в рамках зерновой инициативы.
Действия правительства дали судовладельцам и страховым компаниям яркий сигнал, что ситуация с судозаходами в украинских портах перешла от намерений в практическую плоскость, говорит Иванов.
Среди таких действий, по словам директора BPG Shipping & Kronos Bulkers, анонсирована программа по страхованию военных рисков, презентация Министерством инфраструктуры и Министерством обороны Украины четкого регламента работы коридора и успешный выход контейнеровоза.
Осталось показать реальную процедуру страхования военных рисков судовладельца и чтобы появился прецедент захода иностранного судна в украинский порт, погрузки и доставки груза в другую страну, добавляет он. «Без мощностей черноморских портов шансы полноценно вывезти имеющийся экспортный объем минимальны», – добавляет Иванов.
После выхода России из зерновой сделки в июле 2023 года она усилила атаки на черноморскую портовую инфраструктуру и объекты Украины, которые Киев использует для экспорта зерна через реку Дунай. В конце июля – начале августа Россия минимум четырежды нанесла удары по портовой инфраструктуре Черноморска, Одессы, Рени и Измаила. Последняя атака была 16 августа. Российские беспилотники повредили зерновые комплексы в речном порту у границы с Румынией. В то же время в Воздушных силах ВСУ заявили, что сбили 13 российских беспилотников над Одесской и соседней Николаевской областями.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.