Категория
Деньги
Дата

Из украинского порта впервые за полтора года вышел контейнеровоз, и Россия его не обстреляла. Теперь Украина сможет вывозить по морю не только агро? Объясняем, почему это пока не совсем так

Впервые после прекращения действия «зернового коридора» из порта Одесса вышел контейнеровоз Joseph Schulte. С начала полномасштабной войны это первый выход контейнеровоза из украинских портов. Насколько важно это событие для Украины

Судно Joseph Schulte, вышедшее 16 июля из порта Одесса. Фото: Facebook Alexander Kubrakov

Судно Joseph Schulte, вышедшее 16 июля из порта Одесса. Фото: Facebook Alexander Kubrakov

29 лютого буває раз на 4 роки.💸 Тому ми даруємо 40% знижки на річну диджитал-підписку на сайт Forbes. Вартість зі знижкою — 1079 грн/рік. Діє з промокодом F29 тільки 28-29 лютого. Оформлюйте зараз за цим посиланням

Контейнеровоз Joseph Schulte стал первым судном, которое воспользовалось временным коридором для движения торговых судов в и из портов Великой Одессы. Это первое судно, вышедшее из украинского порта после завершения зерновой инициативы, и первый контейнеровоз, который может перевозить товары. До этого из трех черноморских портов могли заходить и выходить только балкеры, перевозящие зерно.

17 августа он находился у берегов Румынии в районе порта Констанца. 18 августа – вошел в территориальное море Болгарии. «Идет по 12-мильной зоне Украины, Румынии, Болгарии, которые защищены государственным суверенитетом, – написал в Facebook Андрей Клименко, руководитель мониторинговой группы по санкциям и свободе судоходства Института Черноморских стратегических исследований. – То есть там, где его в принципе не могут остановить военные корабли».

Судно следует коридором, утвержденным Украиной самостоятельно с учетом военных угроз. Коридор проходит через территориальные воды Украины, Румынии, Болгарии и Турции, говорит Борис Кормич, профессор, заведующий кафедрой морского и таможенного права Одесской юридической академии. «С точки зрения правил ведения боевых действий на море атаки или остановки судов в территориальных водах нейтральных стран запрещены», – объясняет он.

Из украинского порта впервые за полтора года вышел контейнеровоз, и Россия его не обстреляла. Теперь Украина сможет вывозить по морю не только агро? Объясняем, почему это пока не совсем так /Фото 1

Судно Joseph Schulte в территориальных водах Болгарии. Движется в Турцию. Фото: скриншот Marinetraffic

Что известно о судне

Joseph Schulte – судно под флагом Гонконга, принадлежащее судовладельцу со 135-летней историей Bernhard Schulte Shipmanagement (BSM) и банку Китая. Страхователь – норвежская страховая компания Gard. Судно должно прибыть в Стамбул в этот вечер, ответил Reuters пресс-секретарь BSM.

Контейнеровоз имеет на борту 30 000 т груза, или 2114 контейнеров, в том числе с продовольствием, сообщал в Facebook Кубраков.

С 23 февраля 2022 года контейнеровоз находился в Одессе. Он был заблокирован в украинском порту на пике спроса на контейнеровозы. Это сделало его самым ценным судном, застрявшим в портах Украины, пишет профильное издание «TradeWinds news». Судно оценивалось в $150 млн, отмечает издание.

В начале полномасштабного вторжения в портах Украины было заблокировано около 70 судов. Большинство балкеров покинули порты в рамках «зернового коридора». Контейнеры не могли использовать эту возможность. «Коридор будет в первую очередь использоваться для эвакуации судов, которые находились в украинских портах Черноморск, Одесса и Южный на момент полномасштабного вторжения», – отметил Кубраков.

Сейчас в Одессе находится минимум три судна: Primus дедвейтом 32 600 т, Puma дедвейтом 35 000 т и Comet дедвейтом 10 100 т. В Южном – сухогруз Filia Glory дедвейтом 58 000 т и кеп-сайз Ocean Courtesy дедвейтом 177 000 т. В Черноморске – Emmakris III дедвейтом 73300 т.

Как в 2022 году вывозили агропродукцию

50% агрогрузов экспортировали через глубоководные порты, действовавшие в рамках зерновой инициативы: Одесса, Черноморск, Южный.

25% – через порты Дуная: Рени и Измаил.

25% – через западные пограничные переходы с последующим транзитом в порты ЕС.

Теперь судоходство из портов Украины разблокировано?

«Успешный проход может стать положительным примером как минимум для выхода нескольких других заблокированных судов, – говорит заведующий кафедрой морского и таможенного права Одесской юридической академии Кормич. – Но оптимизм в этом случае должен быть осторожным». По его словам, совладельцем Joseph Schulte является китайский банк, что делает этот объект неудобным для агрессивных действий со стороны России.

Об успехе в разблокировании наших черноморских портов можно будет говорить, если начнут успешно выходить другие суда, и самое главное, если будут новые заходы судов в эти порты, добавляет Кормич.

В морском бизнесе не последнюю роль играет главенство прецедента, говорит Геннадий Иванов, директор BPG Shipping & Kronos Bulkers. Может быть множество резолюций по безопасности судов в тех или иных портах, но пока судовладельцы не увидят реальные «успешные» судозаходы, не пообщаются между собой и обменяются практическим опытом, вероятность изменения «направления ветра» минимальна, объясняет Иванов. Он вспоминает, что похожая ситуация была перед запуском «зернового коридора» в 2022 году, когда после нескольких заходов-выходов значительно возросло количество судовладельцев, готовых работать в рамках зерновой инициативы.

Действия правительства дали судовладельцам и страховым компаниям яркий сигнал, что ситуация с судозаходами в украинских портах перешла от намерений в практическую плоскость, говорит Иванов.

Среди таких действий, по словам директора BPG Shipping & Kronos Bulkers, анонсирована программа по страхованию военных рисков, презентация Министерством инфраструктуры и Министерством обороны Украины четкого регламента работы коридора и успешный выход контейнеровоза.

Осталось показать реальную процедуру страхования военных рисков судовладельца и чтобы появился прецедент захода иностранного судна в украинский порт, погрузки и доставки груза в другую страну, добавляет он. «Без мощностей черноморских портов шансы полноценно вывезти имеющийся экспортный объем минимальны», – добавляет Иванов.

После выхода России из зерновой сделки в июле 2023 года она усилила атаки на черноморскую портовую инфраструктуру и объекты Украины, которые Киев использует для экспорта зерна через реку Дунай. В конце июля – начале августа Россия минимум четырежды нанесла удары по портовой инфраструктуре Черноморска, Одессы, Рени и Измаила. Последняя атака была 16 августа. Российские беспилотники повредили зерновые комплексы в речном порту у границы с Румынией. В то же время в Воздушных силах ВСУ заявили, что сбили 13 российских беспилотников над Одесской и соседней Николаевской областями.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине