Переправа українського зерна через річкові порти Дунаю /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

«Зерновой коридор» для богатых стран? Без него украинское агро не выживет? Может ли Украина вывозить зерно без морей? Агроэксперт Олег Нивьевский на цифрах объясняет экономику зернового соглашения

3 хв читання

Переправа украинского зерна через речные порты Дуная. Фото Getty Images

Россия вышла из «зернового соглашения» 17 июля, накануне истечения срока его действия. Это было прогнозировано, однако не критично для дальнейшего экспорта Украиной зерновых и масличных. Пока армия РФ не начала обстреливать Одессу и ее порт, а также порт Рени на Дунае, отмечает эксперт по земельным вопросам и аграрной экономике, доцент «Киевской школы экономики» Олег Нивьевский. Это повод для значительных тревог

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Зерновое соглашение – убийственная неопределенность

«Зерновое соглашение» начало работу в августе 2022 года и позволило снять с внутреннего рынка экспортные излишки зерновых рекордного 2021/2022 маркетингового года, возникшие в результате блокирования и захвата украинских портов Россией. А также экспортные излишки уже нового 2022/2023 маркетингового года.

Эти объемы технически нельзя было вывезти альтернативными путями – по железной дороге и автотранспорту через западную границу, а также через речные порты Дуная Рени и Измаил. Это увеличило стоимость экспортной логистики с довоенных $30-40 за тонну до $200 за тонну.

Поэтому внутренние закупочные цены на зерно просели фактически до уровня или ниже себестоимости, что отразилось на ликвидности украинских аграрных предприятий и их экономических возможностях.

Несмотря на увеличение Украиной общего экспорта, влияние «зернового соглашения» на внутренние цены на зерно было незначительным, если вообще заметным. Сельхозпроизводители не смогли извлечь выгоду от «зернового соглашения» в полной мере. Все из-за краткосрочности и неопределенности действия соглашения, вызванных необоснованными обвинениями, дополнительными препятствиями и откровенным саботажем путем задержки в инспекциях судов через российских представителей.

Это увеличивает неопределенность и риски, которые стоят денег. Поэтому экспортная логистика оставалась дорогой.

Грузовики заходят на паромную переправу Исакча – Орловка через реку Дунай по пути в Украину на пограничном переходе Исакча – Орловка, Румыния, 22 июля 2023 года. Из-за обстрелов армией РФ черноморских портов и судов Украина должна экспортировать огромные объемы зерна речным, автомобильным и железнодорожным транспортом. /Getty Images

Грузовики заходят на паромную переправу Исакча – Орловка через реку Дунай по пути в Украину на пограничном переходе Исакча – Орловка, Румыния, 22 июля 2023 года. Из-за обстрелов армией РФ черноморских портов и судов Украина должна экспортировать огромные объемы зерна речным, автомобильным и железнодорожным транспортом. Фото Getty Images

Один из путинских мифов или обвинений о зерновом соглашении

В статье от 24 июля «Россия и Африка: объединяя усилия для мира, прогресса и успешного будущего» российский президент Владимир Путин написал, что «зерновой коридор» не выполнил свою функцию. Он отметил, что по «зерновому коридору» зерно из Украины преимущественно уходило в богатые страны, а не в бедные: 70% – в страны с высокими доходами и ЕС, а в Эфиопию, Судан, Сомали, Йемен и Афганистан якобы экспортировали только «3 % от общего объема».

Если проанализировать статистику по «зерновому коридору» в абсолютных величинах, примерно так и есть. Но так сравнивать – это лукавить. Потому что страна с большим населением нуждается в большем количестве зерна. Поэтому из двух одинаковых по населению стран больше зерна потребует та, что богаче. Например, Сомали не нужно импортировать много зерна, в стране его просто некому будет потреблять.

Чтобы делать такие выводы, объемы экспорта зерна нужно соизмерять с экономическим размером стран – их ВВП. При таком анализе рейтинг крупнейших получателей украинской пшеницы возглавляют именно бедные страны (см. рис. 1).

www.un.org, World Bank World Development Indicators

Рисунок 1. Экспорт пшеницы зерновым коридором. Источник: www.un.org, World Bank World Development Indicators Фото www.un.org, World Bank World Development Indicators

Выход России из «зернового соглашения» не критичен, критичен Дунай

Объем экспорта Украиной зерна «зерновым коридором» с апреля уменьшился до исторического минимума: менее 2 млн т в месяц. Само же соглашение фактически пришло к своему логическому завершению 18 июля. Минус – одна неопределенность для агросферы и плюс для дальнейшего развития рынка.

Украинская зерновая ассоциация прогнозирует 44 млн т экспорта зерновых и масличных 2023/2024 маркетингового года. Это в среднем около 3,6 млн т в месяц.

Альтернативными путями Украина может экспортировать до 5 млн т в месяц: до 3 млн т через порты Дуная, железная дорога уже вывозила в определенные месяцы 1,2 млн т, как и автотранспорт – до 0,8 млн т. Этих мощностей должно хватить, даже учитывая ежемесячные пиковые колебания.

Однако недавние долеты «шахедов» армии РФ в порты Дуная могут кардинально изменить поле игры. Без портовой инфраструктуры Дуная Украина не сможет справиться с экспортом этого года, имея лишь возможность вывозить зерно по железной дороге и автотранспортом через западные границы.

Тем более, что со стороны ЕС до 15 сентября пока будет действовать ограничение на импорт украинской агропродукции.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд