Доля инвестиций в ВВП Украины в 2023 году составила 17%. Это больше, чем было за два довоенных года. Forbes Ukraine впервые представил рейтинг самых крупных инвесторов Украины. Какие основные выводы из этого исследования и как оно иллюстрирует инвестклимат страны?
Сегодня мы впервые опубликовали рейтинг, который точно среди топ-3 продуктов Forbes – самых крупных инвесторов военного времени. Результаты удивили нас, обрадовали и огорчили одновременно.
Но прежде всего почему это важный продукт (с экскурсом в историю)?
Украинцы недооценивают важность экономического роста. А зря – от размера ВВП и его уровня зависит слишком многое в жизни рядового украинца: от заработной платы и образования детей до уровня медицины и ожидаемой продолжительности жизни. А если вы не являетесь жителем какой-либо страны-бензоколонки вроде РФ или экваториальной Гвинеи, то стоит очень тщательно наблюдать за уровнем инвестиций.
Если упростить, то инвестиции – это единственная составляющая ВВП, которая не проедает, а создает будущий экономический рост. И в нашей стране с этим перманентная проблема. Экономисты подсчитали: если инвестиционная компонента в ВВП меньше так называемого норматива расширения воспроизводства, а это 20%, то экономика, по сути, проедает себя, и ожидать мощного роста в будущем бесполезно. С 2008 года мы ни разу не достигли отметки в 20%.
Когда в Украине говорят «инвестиции», то по умолчанию думают об иностранных деньгах как о панацее от экономической отсталости. Никто не будет спорить, что прямые иностранные инвестиции – это, безусловно, полезно. Кроме потенциально больших масштабов, с ними обычно приходят технологии, опыт, бизнес-культура и т.д.
Но есть проблема: инвестиций и до российского вторжения было очень мало, а во время войны сумма стремится к нулю. И еще большая проблема: не будет очереди из инвесторов и сразу после завершения войны. Политики, объясняя, почему нет иностранных денег, используют аморфное слово «инвестклимат». Можно сказать проще: инвесторы приходят заработать деньги, а в Украине львиная доля иностранцев прогорела.
У нас было минимум четыре периода, когда мы масштабно «кидали» иностранцев. В 1990-х – из-за плохого дизайна приватизации и корпоративного законодательства «красные» директора и рейдеры пачками размывали иностранные доли якобы в акционерных обществах.
В начале нулевых – новообразованный класс олигархов отжал иностранцев со своих стратегических вотчин. После кризиса 2008–2009 годов иностранные предприниматели потеряли миллиарды в банковском секторе, когда оказалось, что наша судебная система считает, что кредиты возвращают только трусы.
После 24 февраля 2022-го – в поисках российского следа прокатилась (и катится) волна перераспределения собственности, поэтому с россиянами под раздачу попало немало иностранцев.
Следовательно, нужен не один десяток success stories, чтобы появилась эта заветная очередь из инвесторов (Минэкономики, береги Horizon Capital).
К хорошим новостям. Есть внутренние украинские инвесторы. Часто они не так «красивы», прозрачны, как западные корпорации, и большинству бизнесменов с 1990-х можно задать неудобные вопросы. Но от этого их капитальные инвестиции не становятся менее полезными для экономики.
Каков их вклад в украинскую экономику во время большой войны?
Мы направили запросы 200 крупнейшим компаниям Украины. Около половины ответили, остальные мы досчитали своими силами (спасибо, Алексей Блинов). На старте проекта у нас были опасения, что список будет состоять из металлургов и недродобывателей, у которых за дефолтом большой CAPEX.
Это не так – в топ-20 телеком, аграрии, ритейл, логисты, FMCG. Одно предсказание оправдалось: самый крупный инвестор в стране – Ринат Ахметов, два его холдинга ДТЭК и «Метинвест» заняли первое и второе места. Третьего призера предсказать уже было не так просто – «Эпицентр».
Основные выводы из исследования.
О хорошем.
- Большой бизнес продолжает инвестировать, несмотря на войну. 20 самых крупных частных инвесторов вложили в развитие около $5 млрд (2022–2023 годы).
- У большинства компаний CAPEX за 2023-й был даже больше довоенных показателей.
- Бизнес увеличивает инвестиции, в 2023 году они выросли на 33%. Планы на 2024-й на все военные риски еще амбициознее. Несколько цифр: «Новая почта» – 7 млрд грн, OKKO – более 10 млрд грн, «Эпицентр» на следующие шесть лет закладывает более 150 млрд грн.
- Государственные компании вкладываются в CAPEX еще более активно. Пятерка самых крупных инвестировала за два года $3,9 млрд.
О плохом.
- Цифра, которая меня немного шокировала: на 20 крупнейших инвесторов приходится 25% всех капинвестиций страны. С пятеркой госкомпаний эта доля превышает 40%. Это свидетельствует о кричащей проблеме – малом количестве крупного и среднего бизнеса в Украине, способного инвестировать в развитие значительные ресурсы.
- Существенная доля CAPEX вынуждена – идет восстановление разрушенного россиянами. ДТЭК, «Укрэнерго» тратят на это более половины инвестбюджета. Языком экономистов – эти инвестиции не создают дополнительных мощностей в экономике.
- Бизнес в основном финансирует CAPEX собственными ресурсами (данные компаний). Доступ к западному или банковскому финансированию остается ограниченным.
- В рейтинге только 20% компаний с иностранным капиталом, и это работающие здесь десятилетиями «аксакалы» – три телеком-оператора и Carlsberg.
В прошлом году доля инвестиций в ВВП составила 17%, это больше, чем за два довоенных года. Очевидно, что здесь значительный вклад государственных инвестиций в оборонный сектор, около 4%. Но и размер инвестиций крупного бизнеса лучше чем 1000 лозунгов свидетельствует о вере бизнесменов в Украину.
Цифры не врут.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.