20–21 мая в Японии состоялась очередная встреча «Большой семерки». Неожиданный визит президента Украины Владимира Зеленского на саммит дал ему возможность склонить на свою сторону развивающиеся страны, которые также получили приглашение. /Getty Images
Категория
Мир
Дата

Побратимы России. G7 и Зеленский пытались заручиться поддержкой сторонников РФ и Китая. Получилось ли это у них. Выводы Bloomberg

3 хв читання

20–21 мая в Японии состоялась очередная встреча «Большой семерки». Неожиданный визит президента Украины Владимира Зеленского на саммит дал ему возможность склонить на свою сторону развивающиеся страны, которые также получили приглашение. Фото Getty Images

Несмотря на захватническую войну в Украине, у России все еще остаются сторонники – страны, подчеркивающие важность проведения переговоров о ее окончании. Поэтому на саммите «Большой семерки» в Японии, который прошел 20–21 мая, украинская тематика была центральной. США и союзники знали, что им нужно перетащить на свою сторону те страны, которые все еще тяготеют к Москве и Пекину.

Bloomberg считает, что «Большая семерка» сдвинулась с мертвой точки в этой задаче, но до значительных успехов еще далеко. Forbes пересказывает главное из материала.

20–21 мая в Японии состоялась очередная встреча «Большой семерки». Неожиданный визит президента Украины Владимира Зеленского на саммит дал ему возможность склонить на свою сторону развивающиеся страны, которые также получили приглашение.

Именно эти страны заняли нейтральную, а подчас и безразличную позицию в отношении войны России в Украине.

Тремя ключевыми приглашенными гостями стали президент Бразилии Лула да Силва, индийский премьер Нарендра Моди и президент Индонезии Джоко Видодо, на чьи страны в целом приходится четверть населения планеты.

Все трое говорили о мире вообще, однако не поддерживали взгляды «Большой семерки» на Украину. Один бразильский чиновник даже сказал, что группа наносит ущерб усилиям достичь мира, поскольку заняла сторону в конфликте.

Несмотря на попытки президента Франции Эмманюэля Макрона объяснить новоизбранному президенту Бразилии, что в войне России против Украины есть агрессор и жертва, позиция Лулы ощутимых изменений не претерпела. Он не ожидал появления Зеленского, а бразильские чиновники назвали встречу с Зеленским в последний момент «ловушкой». Ранее бразильский лидер назвал США ответственными за вторжение в Украину диктатора Владимира Путина.

Признаков того, что Лула сблизился со странами «Большой семерки», не было, отметил один из западных чиновников. Он был больше сосредоточен на том, чтобы найти Путину выход из сложной ситуации и избежать эскалации, а не на сохранении территориальной целостности Украины.

Лула, который так и не встретился с Зеленским якобы из-за опоздания украинского президента, сказал, что президент Индонезии Видодо поддерживает его позицию в отношении Украины.

«Я устал повторять, что нам нужно говорить о мире, – сказал Лула. – Ни одно решение не будет соблюдено, если оно не основано на диалоге. Нам нужно работать, чтобы создать пространство для переговоров».

Нарендра Моди, как и Видодо, встретился с Зеленским впервые и сказал о «четкой поддержке диалога и дипломатических усилий по поиску выхода». Принял ли индийский премьер приглашение Зеленского посетить Украину, остается неизвестным.

Результаты саммита «Большой семерки»

Один британский чиновник сказал, что считает успешными усилия «Большой семерки» по привлечению поддержки стран южного полушария, ведь никто не рассчитывал, что Индия или Бразилия внезапно введут санкции против России или дадут Украине оружие.

По его мнению, этот саммит успешно начал диалог с развивающимися странами и нанес удар по антиимпериалистической риторике России и Китая, направленной против Запада.

Долгосрочная цель «Семерки» заключалась в том, чтобы убедить развивающиеся страны поддержать санкции против России. Но это очень сложная задача. Поэтому они решили не давить на гостей в вопросе осуждения действий Путина, а отмечали необходимость соблюдения правила «не врываться на территорию своего соседа».

Джейк Салливан, советник по вопросам нацбезопасности США, сказал, что Байден в разговорах с Лулой, Моди и другими отмечал «конструктивную роль», которую эти лидеры могут играть в поддержке «суверенитета и территориальной целостности, которая является нерушимой, согласно Хартии ООН» .

Этой же стратегии придерживались и другие лидеры, когда отмечали нежизнеспособность любого решения, не включающего полный выход России из Украины.

«Нужно не прекращение огня, а мир, – сказал премьер Канады Джастин Трюдо. – А мир будет только тогда, когда Россия прекратит вторжение на территории независимой соседней страны».

После встречи с Лулой канцлер Германии Олаф Шольц сказал репортерам, что «важно, чтобы все поняли, что нельзя допустить заморозки конфликта и позволить России оставить себе захваченные территории». Позже он добавил, что Бразилия и Индия понимают, что Россия – это агрессор, а Украина – жертва.

Как бы там ни было, трудно заметить перемены в публичной риторике лидеров. Так, премьер Японии Фумио Кишида в своей речи после встречи с Моди отметил необходимость поддержания принципов территориальной целостности.

А Моди после этой же встречи лишь сказал, что они обсуждали «современное развитие региона», а сам он «акцентировал на том, что нужно уделить внимание проблемам и приоритетам стран южного полушария».

В коммюнике после саммита отмечается несколько задач на будущее:

  • соблюдение обещания мобилизовать $600 млрд на развитие инфраструктуры в развивающихся странах;
  • направление $100 млрд ежегодно на снижение рисков климатических изменений;
  • реформирование многосторонних банков развития;
  • решение проблемы долговой уязвимости.

Зеленский сказал репортерам, что его встречи на саммите «Большой семерки» и выступление перед Арабской лигой были важны для противодействия российской «информационной войне», которая длится уже не один год.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд