3 февраля в Киеве пройдет саммит Украина – ЕС. В украинскую столицу прибыли лидеры Европейского союза во главе с президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Владимир Зеленский заявил, что ожидает решений, которые будут соответствовать прогрессу Украины на пути в ЕС. С чем Украина подошла к саммиту?
В октябре 2021 года, когда Киев в последний раз принимал европейских чиновников на саммите Украина – ЕС, украинская сторона вряд ли могла надеяться даже на намек на перспективу вступления в Евросоюз в ближайшем будущем.
В феврале 2023 года разговор между сторонами совсем другой тональности. Украина имеет статус страны – кандидата в члены ЕС и как никогда близкие отношения с европейским сообществом. В преддверии февральского саммита премьер Денис Шмыгаль озвучил четкие сроки: до конца 2024-го Украина должна быть полностью готова к вступлению в ЕС.
Несмотря на оптимизм премьера, на начало февраля украинское правительство пока не может отчитаться о выполнении условий, которые ЕС озвучил в июне, фактически авансом присваивая Украине статус кандидата на вступление.
Речь идет о ряде рекомендаций Еврокомиссии, из которых Украина полностью выполнила лишь две. Остальные – в процессе или выполнены с существенными замечаниями от партнеров.
Яркий пример – процедура отбора судей Конституционного суда. Соответствующий закон ВР приняла в декабре, однако это вызвало публичную критику, в том числе послов G7. Дело в том, что принятая редакция закона предусматривает создание совещательной группы экспертов из шести членов, которая будет проверять на доброчестность будущих судей КСУ.
В процессе подготовки документов партнеры рекомендовали Украине предусмотреть семерых участников группы, четверо из которых будут представлять международные организации. В итоге в конце января Шмыгаль анонсировал изменения в этот закон.
Другая сложная история – борьба с отмыванием денег. Для этого Украине нужно гармонизировать законодательство с правилами FATF. Для этого следует принять ряд законов, в чем Украина продвинулась лишь частично.
Например, в ноябре ВР приняла один из законов на эту тему, однако в финальную версию прошли правки, по которым государство и банки не могут осуществлять усиленный финансовый мониторинг в отношении политиков и чиновников после их увольнения.
По остальным пунктам «плюсов» должно стать больше уже весной. До конца февраля, вероятно, завершится конкурс на должность главы Национального антикоррупционного бюро (должен был состояться еще до начала войны). В марте, как ожидается, наконец будет укомплектована Высшая квалификационная комиссия судей. От нее зависит принятие на должности и увольнение судей.
Прогресс по нескольким пунктам зависит и от партнеров. В частности, закон о нацменьшинствах хоть и вызвал критику некоторых западных стран – соседей Украины, пока не имел существенных замечаний со стороны европейских структур. Непонятна и оценка «антиолигархического» закона: по нему Украина ждет вывода Венецианской комиссии.
Но самая неопределенная и сложная позиция – проект комплексной реформы всех правоохранительных органов. Над концептом работала рабочая группа при Офисе генпрокурора, однако он пока широкого не обсуждался на уровне топ-руководства страны.
Экономический путь
Лучше, чем ожидалось, об оптимистичных заявлениях украинских политиков про темпы евроинтеграции могут свидетельствовать экономические показатели. В 2022 году украинские компании экспортировали в страны ЕС товаров на $27,9 млрд, по данным Государственной таможенной службы. Это 62,3% всего экспорта из Украины в течение года. Для сравнения: в мирном 2021-м эти показатели составляли $26,8 млрд и 39,4%.
Учитывая результаты января – сентября 2022-го, в течение которых экспорт в Евросоюз составил, по данным НБУ, $17,6 млрд, четвертый квартал прошлого года стал рекордным по крайней мере с 2010-го (срок, за который доступна ежеквартальная статистика) – $10,3 млрд.
Лучшие квартальные показатели экспорта в ЕС с 2010 года:
- IV квартал 2022-го – $10,3 млрд.
- IV квартал 2021-го – $7,97 млрд.
- III квартал 2022-го – $7,1 млрд.
- III квартал 2021-го – $7,05 млрд.
- IV квартал 2013-го – $6,75 млрд.
Источник: НБУ
Война с РФ, оккупация Приазовья и продолжительная блокировка черноморских портов сделали западную сухопутную границу ключевым направлением экспортных потоков из Украины. Существенно помогла и отмена Евросоюзом всех тарифных квот и антидемпинговых пошлин для промышленных товаров из Украины. Льготный режим действует до 5 июня 2023 года. В октябре Верховная Рада обратилась в ЕС с просьбой продлить действие спецрежима до завершения переговоров о вступлении Украины в Евросоюз.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.