Категория
Свой бизнес
Дата

Черная пятница в 2021-м совпадет с несколькими мировыми кризисами. К чему готовиться ритейлу

4 хв читання

Черная пятница в 2021-м совпадет с несколькими мировыми кризисами. К чему готовиться ритейлу /иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная

иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная

Черная пятница-2021 и период предновогодних распродаж станут настоящим вызовом для e-commerce во всем мире. Чему этот сезон может научить украинских ритейлеров

Черная пятница стала синонимом праздника скидок для покупателей и дополнительных нагрузок на продавцов. Даже в прошлом кризисном году продажи в Черную пятницу выросли по сравнению с таковыми в 2019-м. В этом сезоне эксперты ожидают 20% роста продаж – только в США общие траты покупателей в праздничный период составят $17 млрд. Но запомнится сезон скидок не ростом продаж, а сложностями, с которыми пришлось столкнуться участникам рынка. 

Чего ожидать от Черной пятницы в 2021-м

Длительный сезон скидок 

В прошлом году многие продавцы превратили распродажи Черной пятницы в марафон скидок, который продлился до новогодних праздников. В этом году ситуация, скорее всего, повторится. 

Продавцы, которые столкнулись с проблемами в цепочках поставок и нехваткой рабочей силы, заинтересованы в продлении праздничного сезона. Уже в начале ноября многие ритейлеры анонсировали распродажи, придумывали дни шоппинга, праздники скидок и многое другое, только бы донести до потребителя мысль о том, что покупать выгодно можно не два-три дня, а на протяжении нескольких недель. 

Онлайн доминирует над офлайном

Онлайн-покупки в период распродаж доминировали над офлайном в 2020 году, и тоже самое ожидается в 2021-м. Кроме того, что онлайн-торговля становится в принципе удобнее, тенденцию подкрепляют карантинные ограничения и желание людей избегать физического контакта.  

Сложности сезона

Ритейлеры ожидают, что текущий период распродаж будет сопровождаться целым рядом проблем. Некоторые из них связаны с периодическим введением локдаунов в разных странах мира. Другие являются прямым следствием макроэкономических проблем, среди них – застой производства в Китае и недостаток рабочей силы в США.

Затянувшиеся поставки

Задержки в поставках, которые тянутся еще с 2020-го, привели к дефициту товаров или более длинному периоду доставки. 

Вспышки COVID-19 замедляют работу портов в разных странах мира. Добавьте к этому мировой энергетический кризис, рост цен на энергоносители и дефицит чипов, который длится еще с прошлого года и уже замедлил поставки на рынок автомобилей, смартфонов и телевизоров. 

Тысячи покупателей со всего мира могут не получить свои покупки в срок. Продавцам, которые зависят от международных поставок, стоит учитывать это в планировании продаж и быть готовыми к тому, что ассортимент в праздничный период будет не таким разнообразным, как раньше. 

Кризис и усложнение цепочки поставок отразятся и на розничной цене товара. Для продавцов это может стать новой проблемой, потому что товар, который они заказали три месяца назад и запланировали по одной цене, может обойтись им дороже в конечном счете.

Дефицит рабочей силы

Периоды праздничных распродаж – это обработка большого количества заказов, что требует значительного количества людей. Сложности с рабочей силой в ритейле наблюдаются в мире уже несколько месяцев, и в период праздничных распродаж они усугубляются еще сильнее. 

Часть ритейлеров и ecommerce-компаний начали готовиться к этому еще летом. К примеру компания Amazon заявляла о планах нанять 150 000 временных специалистов как раз для праздничного сезона.

Еще одним решением проблемы для многих компаний стала автоматизация оформления заказов. Пример – в этом году компании из США купили рекордное количество роботов (29 000 с начала года).  

От дефицита сотрудников страдают сервисы доставки и почтовые службы, и это тоже может повлиять на скорость доставки товаров в период праздничных распродаж. 

Проседание китайской экономики

В Китае ожидают застой экономики. Это уже отобразилось в призывах китайского правительства запастись едой. Влияние экономики Поднебесной на мировые процессы в торговле очевидны.

Чему ритейлеров учит текущий кризис

Вызовы, перед которыми оказался ритейл, требуют прежде всего гибкости в ведении бизнеса и надежного IT-фундамента. 

С точки зрения гибкости, риски может снизить платформенная модель бизнеса. Так упрощается дистрибуция – за счет сетевого эффекта двустороннего рынка создаются взаимовыгодные преимущества и формируется повышенная добавленная стоимость товаров и услуг.

Платформы, такие как модель маркетплейса, позволяют работать сразу на нескольких рынках, что особенно важно в современных условиях с цепями поставок и периодическими карантинными ограничениями. Особенности платформенной модели также упрощают взаимодействие с конечными потребителями, позволяют бизнесу быть более гибкими в ценообразовании, оперативно реагировать на изменившиеся внешние условия. 

С точки зрения IT, речь идет о мощной системе, которой не грозят большие неравномерные нагрузки. Система ритейлера должна покрывать несколько основных моментов: 

Отказоустойчивость закладывается в архитектуру решения ритейлера

Платформа должна изначально проектироваться и разрабатываться с расчетом на быстро возрастающие нагрузки (как в Черную пятницу). Сервисы должны взаимодействовать между собой через асинхронные очереди с логикой повторной отправки в случае ошибки. Это дает дополнительную надежность, если какой-то из сервисов перегружен. В таком случае сообщение обрабатывается позже, когда спадет нагрузка или сервис масштабируется для увеличения ресурсов.

Обязательно наличие систем мониторинга платформы (Health Monitoring System)

Инструмент мониторинга сервисов анализирует работоспособность и быстродействие, фиксирует логи, формирует отчеты о событиях и возникновении нештатных ситуаций. Данные анализируются соответствующим сервисом, который прогнозирует возможные точки отказа и дает возможность техническим экспертам реагировать заблаговременно. Системы мониторинга следует интегрировать с корпоративным чатом для информирования линий поддержи.

Должна быть стратегия создания резервных копий

Одним из аспектов надежности любой платформы является стратегия создания резервных копий. Микросервисная архитектура фактически упрощает не только администрирование такого приложения, но и создание/обслуживание системы бекапов. 

Построив надежный IT-фундамент и пересмотрев бизнес-модель, ритейл снижает будущие риски. 

Не приехала вовремя поставка товара? Тогда оперативно заводим на платформу другого поставщика, у которого товар в наличии. Пиковые нагрузки в период Черной пятницы? IТ-система настроена таким образом, чтобы можно было решить проблему до момента, когда она станет критичной. Это основы, которые дадут бизнесу гибкость и устойчивость к внешним кризисным факторам.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд