Перебои в доставке из-за кризиса в Красном море грозят ростом цен и порчей продуктов питания, пишет Bloomberg. Ситуация может остановить замедление глобальной инфляции и повлиять на поставку продовольствия.
Ключевые факты
- Кризис в Красном море начинает нарушать поставки продуктов – от кофе до фруктов – и грозит остановить замедление продовольственной инфляции.
- Суда, загруженные продовольствием, избегают атак хуситов на ключевом водном пути, огибая Африку, что является более длинным и дорогим маршрутом. Но в отличие от газа, нефти и потребительских товаров, которые также пострадали, более длительные сроки доставки могут привести к тому, что скоропортящиеся продукты питания невозможно будет продать.
- Итальянские экспортеры опасаются, что киви и цитрусовые испортятся в пути, китайский имбирь подорожает, а некоторые грузы африканского кофе задерживаются.
- Хотя влияние пока ограничено, это напоминание о том, насколько хрупкими могут быть цепочки поставок продовольствия. Если сбои усилятся, то они смогут остановить падение цен на продукты питания. «Тут все в проигрыше», – сказал Нитин Агравал, управляющий директор Euro Fruits, крупного экспортера индийского винограда.
- По данным Европейской ассоциации свежих продуктов Freshfel, Европейский союз в целом полагается на Индию в производстве примерно седьмой части своего столового винограда и более 35% на пике урожая в марте – апреле.
- Итальянские экспортеры, продающие сельскохозяйственную продукцию в Азию на сумму около $4,4 млрд, обеспокоены тем, что перемещение по Африке повредит свежести и увеличит стоимость фруктов, таких как яблоки, киви и цитрусовые.
- Это также головная боль для фермеров, которым придется снизить цены, чтобы компенсировать более высокие расходы на доставку.
- По данным CELCAA, представляющей торговцев агропродовольственной продукцией, проблемы с доставкой также вызывают обеспокоенность относительно европейского экспорта таких продуктов, как свинина, молочные продукты и вино, а также импорта чая, специй и птицы.
- Британский продуктовый гигант Tesco Plc предупредил, что перебои в доставке могут привести к инфляции на некоторые товары.
Контекст
Обстрел судов, идущих через международные воды Красного моря, участились в декабре на фоне военных действий в секторе Газа. Удары по гражданским судам, которые якобы связаны с Израилем или направляются туда, наносят йеменские хуситы, поддерживающие ХАМАС.
Через водный путь, соединяющий Красное и Средиземное моря, проходит от 10% до 15% мировой торговли и 30% контейнерных перевозок. Это основной торговый маршрут между Азией и Европой.
Атаки йеменских хуситов уже привели к росту цен на нефть и природный газ. Ряд судоходных компаний, включая AP Moeller-Maersk AS и Hapag-Lloyd, объявили о прекращении прохода своих судов через Красное море.
Число контейнеровозов в устье Красного моря, следующих к Суэцкому каналу или из него, в первую неделю января сократилось на 90% по сравнению с началом 2023 года.
18 января министр аграрной политики и продовольствия Николай Сольский сообщил, что в январе экспорт украинской агропродукции сократился из-за кризиса в Красном море.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.