Саудовская Аравия является крупнейшим в мире экспортером сырой нефти и крупным продавцом нефтепродуктов, однако, согласно данным Kpler, собранным Bloomberg, в первые 10 дней марта страна импортировала из России почти 2,5 млн баррелей дизельного топлива, что намного больше, чем когда-либо за последние шесть лет.
Ключевые факты
- Саудовская Аравия импортирует миллионы баррелей дизельного топлива из России, несмотря на то, что имеет более чем достаточно собственных.
- В то же время огромные объемы топлива продолжают отправляться из Саудовской Аравии в Европу, что выглядит потенциально прибыльным шагом. Потоки также показывают, как меняется направление мировой торговли энергоносителями после введения санкций по поставкам из России.
- «Это прибыльное соглашение», – сказал Юджин Линделл, глава отдела продуктов переработки консалтинговой компании Facts Global Energy. По его словам, это также хорошо для России, поскольку означает, что ей не следует сокращать мощности НПЗ.
- России пришлось искать альтернативных покупателей для своего топлива, поскольку в прошлом месяце Европейский Союз запретил морской импорт дизельного топлива и других нефтепродуктов в ответ на вторжение в Украину.
- Российский экспорт дизельного топлива в Бразилию, Марокко, Турцию и Тунис также увеличился в последние месяцы, и много баррелей хранится в плавучих хранилищах.
- Хотя точную экономическую составляющую поставок дизельного топлива в Саудовскую Аравию и из нее трудно понять, трейдеры потенциально могут получать прибыль, по сути, покупая российское топливо, а также продавая его в Европу по более высокой цене. Импорт Турцией дизельного топлива из России резко возрос за последние месяцы, и страна одновременно экспортирует огромное количество продукции в ЕС.
- Saudi Aramco заявила, что импортирует очищенные нефтепродукты из ряда источников для удовлетворения внутреннего спроса.
Контекст
Продажа нефтепродуктов имеет решающее значение для финансирования бюджета РФ и, наконец, ее войны в Украине. Запад надеется постепенно снизить этот источник денег для Кремля. Дизельное топливо имеет решающее значение для экономики Европы, им заправляют не только доставляющие товары грузовики, но и более 40% автомобилей в Европейском Союзе.
В прошлом году Россия поставляла около половины импортируемого в Европу дизельного топлива – около 700 000 баррелей в день. Эти объемы может быть трудно быстро заполнить, и в последние недели европейские нефтепереработчики готовились и наращивали свои резервы.
В конце ноября стало известно, что европейские трейдеры спешат заполнить резервуары в регионе российским дизельным топливом, поскольку альтернативные источники остаются ограниченными. Россия рассчитывала существенно увеличить экспорт дизельного топлива до введения эмбарго ЕС.
2 февраля издание The New York Times писало, что запрет на российский экспорт продуктов нефтепереработки, который начнет действовать 5 февраля, не приведет к дефициту дизтоплива в Европе, в то же время Россия, вероятно, потеряет более половины рынков сбыта своей нефти и нефтепродуктов.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.