Ангела Меркель. /Getty Images
Категория
Новости
Дата

Германия после Меркель. Сблизится ли новый канцлер с Россией и что ждет Украину

3 хв читання

Ангела Меркель. Фото Getty Images

Чтобы остаться в клубе великих, ЕС нужны рабочие отношения с Россией. Вопрос лишь в том, насколько они будут интенсивны

Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного! 

Об историческом наследии Ангелы Меркель говорить просто. Всё, что мы видим вокруг и обсуждаем сегодня, – чаще всего «Северный поток – 2», антироссийские санкции, Нормандский формат, а возможно, и сам российско-украинский конфликт, – в той или иной степени проявления и следствия сложных и простых решений, которые на протяжении 16 лет принимала канцлер Германии.

В том, что сегодня происходит с Европой, много ее заслуг и ее ответственности. Европейский Союз прошел через ряд испытаний: «потерял» Великобританию, часть своей демократии и влияния в мире, но справился с кризисами идентичности, беженцев, безопасности и пандемии, однако по-прежнему готов ответить на вопрос «кто такие европейцы?», даже если с этим ответом согласятся не все.

В последние месяцы своего правления Меркель часто бывала в Восточной Европе и, видимо, много думала о ней. Здесь ее политика потерпела самые ощутимые поражения. Придя к власти на волне очередного расширения ЕС, новая канцлер, наверняка, видела будущее Европы в оптимистичном свете, и все казалось возможным. Но война в Ираке уже тогда наметила линии расколов; предложенное восточным соседям партнерство было продуманным не до конца; а уже через несколько лет российско-грузинская война показала, насколько все непросто с европейской безопасностью.

Выступая против Плана для членства Украины и Грузии в далеком 2008 году, Меркель отстаивала национальные интересы Германии, считая такой шаг ненужным. В результате есть многие, кто готов обвинять канцлера в нынешних бедах, хотя это и несостоятельное обвинение.

Сегодня регион «между» ЕС и Россией совсем не похож на то, чем он представлялся в проектах «процветающего соседства» ЕС. Восточное партнерство сделало восточные границы Союза менее, а не более безопасными, а ничего лучшего Германия предложить не смогла.

Европа «зеленого перехода», сохранение ценностей, борьба за проценты мирового ВНП, вооруженный конфликт между Россией и Украиной, аннексированный Крым и долговременная горячая точка в Европе – это тоже проявления масштабного исторического наследия канцлерства Ангелы Меркель. 

Берлин и Москва

Призрак российско-немецкого сближения снова бродит по Восточной Европе. Страны между Германией и Россией вспоминают былые обиды и демонстрируют недоверие. Строительство газопровода «Северный поток – 2» стало кульминацией такого рода претензий. Германии припомнили всё, а от России традиционно ничего хорошего не ждут. В Польше несколько потише, а в Украине погромче рассуждают о том, как Берлин и Москва в очередной раз договорятся за их счет. Может, и договорятся. Но не за чей-то счет, а просто ради собственных интересов.

Любой новый немецкий лидер окажется перед дилеммой. С одной стороны, на Востоке есть Россия – «естественный партнер», но на данный момент воплощение антиевропейских ценностей. С другой – удельный вес Европы в мировой экономике и политике снижается. Чтобы процесс остановить и остаться в клубе великих, ЕС нужны рабочие отношения с Россией. Меркель это тоже понимала. Но она понимала и важность санкций, имела особые отношения с Владимиром Путиным, а ее офис сохранял контроль над основными направлениями политики безопасности.

Новый канцлер, свободный от истории и обязательств Меркель, окажется перед искушением «перезагрузки» отношений с Россией – определения основных черт нового модус вивенди. Вряд ли это будет сближением. Скорее, уточнением сложившихся после 2013 года правил игры. 

Чего ждать Украине

Германия – сложный партнер для Украины, во многом потому, что мы плохо понимаем сложность и противоречивость мотивов немецкой внешней политики. После выборов все станет еще труднее.

Наше черно-белое восприятие международных реалий не очень хорошо сочетается с европейскими нюансами и полутонами. Политика Германии в отношении Украины формируется как компромисс между реализацией лидерской роли в Европе, экономическими интересами, пониманием важности ценностей и принципов и элементами внутреннеполитической борьбы. Германии нужен «Северный поток – 2», потому что это укрепляет и ее лидерство в Европе, и ее позиции на глобальном уровне. Мы не смогли этого понять и свели свою политику к обвинениям. Любой следующий канцлер задастся вопросом «что делать с Украиной?». Вариант ответа «оставить все как есть, но держать руки развязанными» будет самым заманчивым.

Это значит сохранение антироссийских санкций, но с возможностью диалога с Москвой, причем любой интенсивности. Продолжение работы Нормандского формата, но без обязательств и гарантий со стороны Германии. Поддержка евроатлантических и европейских устремлений Украины, но только в общем, как риторический прием – без конкретных обещаний и тем более формальных коалиций.

Украине не стоит ждать чудес от выборов в других странах. Современный мир уже не тот, где можно решить все свои проблемы, просто вступив в НАТО и ЕС. Альтруизма же в международной политике никогда не было много.

Если сумеем предложить новому правительству в Берлине интересную для него и перспективную повестку дня – в энергетике, торговле, безопасности, получим содержательный диалог и поддержку. Если же останемся в позе обвинителей и просителей, то об эпохе Меркель будем вспоминать часто и с ностальгией.

Материалы по теме

 

 

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд