Категория
Компании
Дата

Паническая закупка. Как два самых расторопных производителя туалетной бумаги заработали на карантине

Илья Мирецкий, совладелец и директор Луцкого завода «Волыньголовпостач» (ВГП). /Ирина Дяченко

Илья Мирецкий, совладелец и директор Луцкого завода «Волыньголовпостач» (ВГП). Фото Ирина Дяченко

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

Срочно, завтра, 100 фур бумаги. Совладелец и директор Луцкого завода «Волыньголовпостач» (ВГП) Илья Мирецкий, 63, на своем веку с таким ажиотажем еще не сталкивался. Завод производит туалетную бумагу, бумажные полотенца и салфетки под торговой маркой «Рута». В январе – марте 2020 года он увеличил продажи на треть, до 226 млн грн. Его коллега, совладелец Львовской картонно-бумажной компании Степан Делятинский тоже не сидел сложа руки. Его компания нарастила продажи почти на 25%, до 186 млн грн.

Фотографии с опустевшими полками супермаркетов, где до начала коронавирусной паники продавалась туалетная бумага, создавали впечатление, будто производители этого товара теперь круче нефтяников. На самом деле резким ростом спроса в Украине воспользовались всего несколько компаний, но и их ждут впереди непростые времена.

Например, Киевский картонно-бумажный комбинат (ККБК), принадлежащий Владимиру Крупчаку. Продажи крупнейшего в Украине производителя этой продукции, по данным отраслевой ассоциации «Укрпапир», остались на уровне I квартала 2019 года (1,35 млрд грн). Выпуск туалетной бумаги вырос, но спрос на остальную продукцию, гофрокартон и картон, снизился. 

Быстро отреагировать на рост спроса могут далеко не все. Самые известные бренды – «Обухов 65» (ККБК) и «Кохавинка» (Кохавинская фабрика) – делают из макулатуры. Это дешевое сырье, но его поставки невозможно нарастить быстро. Кохавинская фабрика даже снизила выпуск в I квартале.

ВГП и Львовская КБК производят более качественную, белую, бумагу. Она изготавливается из целлюлозы, чаще всего импортной. Увеличить закупки такого сырья проще, чем макулатуры.

Мирецкий готовился к росту спроса еще с прошлого года. Среднестатистический украинец потребляет два килограмма санитарно-гигиенической бумаги, в девять раз меньше, чем среднестатистический житель Евросоюза. «По нашим расчетам, рынок в 2020 году должен был вырасти на 15–18%», – говорит руководитель ВГП. Исходя из этого, его завод увеличил запасы сырья. Почему этого не сделали другие – тот же ККБК? «Крупным заводам нужно больше времени, чтобы отреагировать на резкий скачок спроса», – говорит президент отраслевой ассоциации «Укрпапир» Эдуард Литвак.

Возвращаясь домой, заробитчане предпочитают покупать более дорогую белую бумагу. «В Европе люди просто забывают, что туалетная бумага может быть серой», – говорит Мирецкий. Его завод производит только белую бумагу.

Сработала и близость к Евросоюзу. В этом бизнесе рентабельность сильно зависит от расстояния, дальше чем на 1000 км поставлять невыгодно, говорит Камил Гоца, управляющий партнер фонда 4i Capital Partners, который владеет контрольным пакетом ВГП. У Львовского завода на экспорт приходится около половины продаж, у Луцкого – около трети. «У нас в I квартале было много поставок в Германию, куда мы раньше никогда не продавали», – говорит Делятинский.

Карантин принес заводам не только рост доходов. На конвейере не поработаешь удаленно. Чтобы сотрудники не заразились, необходимо тратить деньги на дезинфекцию и гигиену. «У нас только антисептиков уходит по 300 литров в месяц, – говорит Мирецкий. – Закупаем маски, перчатки, костюмы, организовали доставку обедов, чтобы люди лишний раз не выходили».

Даже самые успешные производители средств гигиены не рассчитывают увидеть в этом году рост своего бизнеса. ВГП поставлял салфетки Lufthansa и Finnair – заказов от авиакомпаний больше нет. Многие рестораны и гостиницы не только перестали покупать, но и не рассчитались за прошлые поставки. В продажах ВГП на этот тип клиентов приходится около четверти. У Львовского завода, который еле успевал отгружать товар в феврале и марте, к концу апреля оказались переполнены склады. «HoReCa как клиент сейчас стоит», – жалуется Делятинский.

Остается уповать на продажи бумаги, салфеток и полотенец через торговые сети. А в этом сегменте спрос сильно зависит от доходов населения. Мирецкий констатирует: «Чем дольше продлится карантин, тем хуже будет всем представителям рынка FMCG и нам в том числе». 

Опубликовано в первом номере журнала Forbes (июнь 2020)

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине