Верховная Рада приняла во втором чтении президентский законопроект об ограничении влияния олигархов на украинские медиа, политику и экономику. После первого чтения в июле депутаты внесли в проект закона 1271 правку. Лишь 60 предложений прошли профильный комитет в парламенте. Как изменился проект закона, за который 23 сентября проголосовали 279 депутатов, и что будет дальше
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Закон никак не изменился после внесения поправок, уверен Сергей Рахманин, член комитета по вопросам нацбезопасности. «Он как был пустым и импотентным, таким и остался, – говорит он. – Его сделали ни лучше, ни хуже». По его оценке, комитет по нацбезопасности, который рассматривал все 1271 поправку, утвердил лишь набор технических правок и учел предложения по пробелам от Министерства юстиции.
Предложения депутатов, которые действительно помогли запустить инструмент контроля за воздействием большого бизнеса на страну, по словам Рахманина, комитет отклонил. Например, по его словам, комитет отклонил поправки, которые предлагали больше привлекать Антимонопольный комитет, Нацагентство по предупреждению коррупции и Бюро экономической безопасности в борьбе с олигархами. Все ключевые решения в вопросах олигархов будет принимать Совет нацбезопасности и обороны (СНБО). Рахманин 23 сентября не голосовал за закон.
- Категория
- Мир
- Дата
Соавтор законопроекта и министр юстиции Денис Малюська говорит, что некоторые полезные правки таки приняли. «Мы даже учли рекомендации омбудсмена по правам человека», – утверждает министр. Теперь человек, в отношении которого принимается решение о признании его олигархом, сможет прийти на заседание СНБО и будет иметь возможность предоставить объяснения. «Мы учли поправки, которые улучшали закон. Не было чего-то, что хотели добавить, но не смогли, – говорит Малюська.
Авторы закона принимали и технические правки, которые, по словам Малюськи, особо не меняли концепцию закона. «Просто учли их, чтобы больше депутатов увидели свои правки среди учтенных», – говорит он. Именно поэтому Рахманин был против этого законопроекта как член профильного комитета. «Это фикция. Такая же, как закон об импичменте, который просто имитирует изменения, но ничего не меняет, – говорит он. – Концепция закона не в деолигархизации, а в отчетности, что президент якобы борется с олигархами».
Закон должен подписать председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков течение пяти дней. После этого у президента Владимира Зеленского будет еще 15 дней, чтобы подписать его – до 13 октября.
10 ключевых изменений закона перед вторым чтением
1. СНБО будет принимать решение о признании бизнесменов олигархами. За 10 дней до заседания, на котором будет рассматриваться статус бизнесменов, СНБО должен направить им информацию о заседании по месту регистрации и опубликовать сообщение на своем сайте. У потенциального олигарха будет пять рабочих дней до заседания, чтобы представить письменные объяснения и ходатайство об участии в нем для дачи показаний.
2. Признаки олигархов не изменились – ими могут признать лицо, которое влияет на политику, имеет монопольное положение в индустрии, контролирует СМИ или распоряжается активами в 2,2 млрд грн. Но авторы закона дали определение, что следует подразумевать под «политическим влиянием» – это когда бизнесмен или связанное с ним лицо в последние три года делали взносы в поддержку партий и оплачивали политическую агитацию либо помогали участникам митингов.
3. Ранее СНБО должен был вносить в реестр олигархов только их личные данные и декларации о контактах с чиновниками. Теперь Совет нацбезопасности также будет добавлять в реестр информацию о компаниях, бенефициарами которых являются олигархи, а также о политиках и партиях, в чьи избирательные фонды они делали взносы за последние три года. У Совета будет три дня после признания бизнесмена олигархом, чтобы внести эту информацию.
4. После признания лица олигархом закон запрещает им участвовать в приватизации госпредприятий, а также финансировать политическую агитацию и митинги каким-либо образом: деньгами, товарами, услугами, предоставлением помещений в пользование политическим партиям, делать взносы в фонды политиков во время избирательного процесса.
5. Олигархи не могут продавать свои СМИ лицам, которые в последние три года имели задолженность по алиментам или другим обязательным платежам в размере более 600 000 грн.
6. Госчиновники должны будут подавать декларации о контакте с олигархом уже через 14 дней после введения в действие закона. В декларациях должна быть информация о встречах и разговорах с момента опубликования закона. Документ вступает в силу через шесть месяцев после дня его опубликования – на следующий день после того, как президент подпишет его.
7. Авторы закона добавили телефонные разговоры в перечень контактов, которые нужно декларировать.
8. Декларировать контакты с олигархами должны также председатель и заместители Антимонопольного комитета (АМКУ), Нацагентства по выявлению активов, полученных преступным путем (АРМА), госслужащие категории «А» и «Б», руководители государственных предприятий. В перечень декларантов теперь попадают работники патронатных служб Офиса президента, СНБО, Верховной Рады, Кабмина, помощники депутатов и консультантов судей.
9. Закон разрешает уволить главу и заместителей АМКУ, Фонда госимущества и Генпрокуратуры за несвоевременное представление или непредставление декларации о контактах с олигархами или их представителями. Верховная Рада сможет выразить недоверие генпрокурору и направить президенту представление о его/ее увольнении.
10. Депутаты также ввели понятие «представитель олигарха» – лицо, которое от его имени проводит встречи и беседы со служащими.
Чего ждать дальше
Авторы закона ожидают, что Зеленский подпишет закон в первых числах октября, чтобы он заработал в апреле 2022 года. СНБО начнет вносить потенциальных олигархов в реестр весной. Однако органы власти должны подготовить программное обеспечение для работы реестра уже сейчас и не ждать полгода, говорит Малюська. «Но наша задача не бить олигархов дубинкой по голове, а дать им и их юристам время подготовиться и добровольно потерять свой статус, без каких-либо последствий», – говорит он.
Цель закона, по словам Малюськи, – ограничить влияние тех, кто оперирует активами более чем на миллиард долларов: Ринат Ахметов, Юрий Бойко, Александр и Галина Гереги, Константин Жеваго, Игорь Коломойский, Вадим Новинский, Виктор Пинчук, Петр Порошенко, Дмитрий Фирташ. Именно им дают полгода, чтобы продать, закрыть или передать медиаактивы или оставить монопольное положение на своем рынке, говорит он.
Закон не дает бизнесменам возможности обжаловать решение о статусе «олигарха» до начала действия ограничений. Это, а также ряд других норм нарушают принцип верховенства права и Конституции, сказала Forbes омбудсмен по правам человека Людмила Денисова. «Например, признание человека олигархом по имущественным признакам – это нарушение статьи 24», – говорит она.
Как следствие, это может привести к искам в Европейский суд по правам человека. Чтобы такого не произошло, глава Верховной Рады Дмитрий Разумков перед вторым чтением отправил законопроект в Венецианскую комиссию, чтобы оценить его конституционность. Венецианская комиссии 22 сентября сообщила, что заключение будет готово только 15-16 декабря. Ее решение уже не будет учтено в законе.
«Рекомендации Венецианской комиссии можно было учесть перед утверждением поправок ко второму чтению, но «слуги» не захотели их ждать, – говорит Рахманин. – Обжаловать законопроект теперь можно только в Конституционном суде. И там есть что оспаривать». Однако, чтобы обратиться в Конституционный суд, по его словам, надо собрать 150 подписей в Раде и ждать, когда КСУ определит процедуру рассмотрения. Такое решение можно ожидать около года, и все это время закон будет действовать, говорит Рахманин.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.