Категория
Новости
Дата

Петиция не помогла. Правительство отказалось изменить Национальную стратегию доходов на 2024–2030 годы

2 хв читання

Петиция, которую еще в начале апреля подал в правительство глава аналитического центра «Case Украина» Дмитрий Боярчук, набрала 25 000 голосов. 12 июля премьер-министр и Минфин предоставили развернутый ответ. Краткое содержание – Нацстратегия, которую Минфин утвердил в последние дни 2023 года, сейчас пересматриваться не будет. Ниже – основные претензии, которые Боярчук и ряд бизнес-ассоциаций выдвинули к Нацстратегии, и ответы Минфина.

Претензия: наделение фискалов полномочиями судебной системы (раскрытие банковской тайны, наложение ареста на счета налогоплательщиков без решения суда) и правоохранительной системы (наделение таможенных органов правом на осуществление оперативно-разыскной деятельности).

Суть ответа:

  1. Согласно Национальной стратегии доходов до 2030 года, законодательные предложения по раскрытию банковской тайны предполагаются после реализации мер по построению и усовершенствованию системы защиты информации в ГНС.
  2. Данная мера касается только счетов налогоплательщиков – юридических лиц.
  3. Доступ налоговых органов к банковской тайне является распространенной международной практикой (например, США).
  4. Отсутствие у органов ГНС актуальной информации о состоянии счетов должника затрудняет выполнение решений судов и налоговых органов.

Претензия: сужение использования упрощенной системы налогообложения, что может осложнить ее для малого и микробизнеса.

Суть ответа:

  1. Реформа упрощенной системы налогообложения направлена на ограничение злоупотреблений, поддержку малого бизнеса и устранение искажений конкуренции.
  2. Реформирование начнется только после восстановления доверия к налоговым органам и проведения их функциональной реформы.
  3. Процесс реформирования будет публичным, с привлечением общественности, бизнеса и международных партнеров.

Претензия: относительно искоренения практики презумпции вины налогоплательщиков.

Суть ответа:

  1. Налоговый кодекс Украины предусматривает, что ответственность налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений основывается на установлении контролирующими органами вины налогоплательщиков и наличии умысла.
  2. В определенных законом случаях необходимым условием привлечения лица к денежной ответственности за совершение налогового правонарушения является установление контролирующими органами вины лица.
  3. Финансовая ответственность применяется посредством штрафных (финансовых) санкций. Привлечение лица к финансовой ответственности предполагает установление контролирующими органами вины личности.
  4. Действия считаются совершенными умышленно, если доказанные налоговым органом обстоятельства свидетельствуют, что налогоплательщик сознательно создал условия, которые не могут иметь другой цели, кроме невыполнения или ненадлежащего выполнения требований, установленных Кодексом и другим законодательством.

Претензия: расширение дискреционных возможностей для институционально слабых фискальных органов.

Суть ответа:

  1. Новый проект закона предполагает предоставление Минфину права утверждать список ключевых показателей эффективности работы налоговых органов и методику их расчета. ГНС обязуется отчитываться о выполнении этих показателей.
  2. Предусмотрена ⁠ реформа налоговых и таможенных органов, которая ограничит вмешательство контролирующих органов в деятельность бизнеса.
  3. Также планируется дальнейшая автоматизация процедур: деятельности ГНС и Гостаможслужбы; внедрение новейших электронных сервисов. Одобрен Долгосрочный национальный стратегический план цифрового развития, цифровой трансформации и цифровизации Гостаможслужбы. А ГНС готовит план цифрового развития Государственной налоговой службы Украины до 2030 года.
Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд