Петиция, которую еще в начале апреля подал в правительство глава аналитического центра «Case Украина» Дмитрий Боярчук, набрала 25 000 голосов. 12 июля премьер-министр и Минфин предоставили развернутый ответ. Краткое содержание – Нацстратегия, которую Минфин утвердил в последние дни 2023 года, сейчас пересматриваться не будет. Ниже – основные претензии, которые Боярчук и ряд бизнес-ассоциаций выдвинули к Нацстратегии, и ответы Минфина.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Претензия: наделение фискалов полномочиями судебной системы (раскрытие банковской тайны, наложение ареста на счета налогоплательщиков без решения суда) и правоохранительной системы (наделение таможенных органов правом на осуществление оперативно-разыскной деятельности).
Суть ответа:
- Согласно Национальной стратегии доходов до 2030 года, законодательные предложения по раскрытию банковской тайны предполагаются после реализации мер по построению и усовершенствованию системы защиты информации в ГНС.
- Данная мера касается только счетов налогоплательщиков – юридических лиц.
- Доступ налоговых органов к банковской тайне является распространенной международной практикой (например, США).
- Отсутствие у органов ГНС актуальной информации о состоянии счетов должника затрудняет выполнение решений судов и налоговых органов.
Претензия: сужение использования упрощенной системы налогообложения, что может осложнить ее для малого и микробизнеса.
Суть ответа:
- Реформа упрощенной системы налогообложения направлена на ограничение злоупотреблений, поддержку малого бизнеса и устранение искажений конкуренции.
- Реформирование начнется только после восстановления доверия к налоговым органам и проведения их функциональной реформы.
- Процесс реформирования будет публичным, с привлечением общественности, бизнеса и международных партнеров.
Претензия: относительно искоренения практики презумпции вины налогоплательщиков.
Суть ответа:
- Налоговый кодекс Украины предусматривает, что ответственность налогоплательщиков за совершение налоговых правонарушений основывается на установлении контролирующими органами вины налогоплательщиков и наличии умысла.
- В определенных законом случаях необходимым условием привлечения лица к денежной ответственности за совершение налогового правонарушения является установление контролирующими органами вины лица.
- Финансовая ответственность применяется посредством штрафных (финансовых) санкций. Привлечение лица к финансовой ответственности предполагает установление контролирующими органами вины личности.
- Действия считаются совершенными умышленно, если доказанные налоговым органом обстоятельства свидетельствуют, что налогоплательщик сознательно создал условия, которые не могут иметь другой цели, кроме невыполнения или ненадлежащего выполнения требований, установленных Кодексом и другим законодательством.
Претензия: расширение дискреционных возможностей для институционально слабых фискальных органов.
Суть ответа:
- Новый проект закона предполагает предоставление Минфину права утверждать список ключевых показателей эффективности работы налоговых органов и методику их расчета. ГНС обязуется отчитываться о выполнении этих показателей.
- Предусмотрена реформа налоговых и таможенных органов, которая ограничит вмешательство контролирующих органов в деятельность бизнеса.
- Также планируется дальнейшая автоматизация процедур: деятельности ГНС и Гостаможслужбы; внедрение новейших электронных сервисов. Одобрен Долгосрочный национальный стратегический план цифрового развития, цифровой трансформации и цифровизации Гостаможслужбы. А ГНС готовит план цифрового развития Государственной налоговой службы Украины до 2030 года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.