Американская компания Roblox стала самым дорогим разработчиком игр после того, как 12 ноября ее капитализация превысила $62 млрд. Roblox разрабатывает платформу, на которой пользователи создают игры и могут зарабатывать на них. Компания строит метавселенную, пока Microsoft и Facebook только озвучивают планы
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Как и кого обошла Roblox
Капитализация Roblox подскочила после публикации отчета за третий квартал 2021 года. Выручка выросла на 102% – до $509 млн, к тому же компания теряет деньги медленнее, чем зарабатывает: чистый убыток за тот же период увеличился с $50 млн до $77 млн. Ежедневно Roblox запускают более 47 млн пользователей.
Прогнозы были другими: ожидалось, что интерес к Roblox упадет с началом нового учебного года и ослаблением карантинных ограничений. А на Хэллоуинские выходные в октябре игра и вообще приостановила работу на 70 часов из-за технического сбоя.
Roblox опередила по капитализации американскую Activision Blizzard – разработчика серий Call of Duty, Warcraft и Diablo. Она оценивается в $54 млрд. Почему сравнивают именно их? На глобальном рынке есть и более дорогие компании: это китайский Tencent ($601 млрд), японская Sony ($152 млрд), китайская NetEase ($74 млрд). Однако, в отличие от Roblox, разрабатывающего только платформу для игр, они имеют бизнес в других сферах – финансах, киноиндустрии или маркетинге.
История Roblox – от школьников до метавселенной
Roblox основали в 2004 году американский предприниматель Дэвид Башуцки и покойный инженер Эрик Кассел. За последующие 15 лет компания привлекла более $856 миллионов, а в марте 2020-го вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу через процедуру прямого листинга. В первый день ее оценили в $45 млрд.
В чем секрет успеха? Roblox напоминает игру Minecraft, которую в 2014 году купила Microsoft за $2,5 млрд. Обе принадлежат к жанру «песочница» – дают доступ к открытому миру, где можно создавать собственные игры, локации и героев. Вместо фотореалистической графики они используют намеренно простую. В Minecraft все состоит из кубов, в Roblox – напоминает виртуальный конструктор Lego.
Основная аудитория Roblox – дети 9–15 лет. Они любят Roblox, потому что с ним легко создавать собственные игры и знакомиться с другими игроками, говорит профессор Мими Ито из Университета Калифорнии в Ирвайне. В отличие от Lego, где воображение ограничивается количеством цветных кирпичиков, возможности Roblox безграничны: игроки даже могут добавлять что-то свое в мир, созданный другими геймерами, говорит Ито.
Главный актив Roblox – собственная виртуальная валюта Robux, на покупку которой пользователи в 2020 году израсходовали $1,9 млрд. Можно и заработать: Roblox позволяет торговать скинами, виртуальными товарами для персонажей. Комиссия платформы составляет 50%, количество активных разработчиков превышает 2 млн. За 2020 год авторам выплатили более $320 млн.
Конкуренты от Microsoft позади – у Minecraft нет аналогичной системы монетизации, а лояльных пользователей меньше. Месячная аудитория Roblox уже превысила 200 млн, актуальные показатели Minecraft – менее 130 млн. Технологический директор Roblox Дэн Штурман называет мир, создаваемый игроками, метавселенной. И хотя виртуальные герои-кубики непохожи на реальных людей, они позволяют игрокам строить новую реальность, взаимодействовать с ней и другими игроками.
В Roblox можно организовывать концерты и приглашать на них реальных музыкантов. К примеру, концерт шведской певицы Зары Ларссон в мае посетили миллионы игроков – больше, чем ее реальные концерты. Ларссон заработала $1 млн на продаже в Roblox своих скинов – одежды, прически, танцевальных движений, аксессуаров.
Roblox не раскрывает количество игроков в разных странах, в частности в Украине. Конкурент Roblox, игра Minecraft, входит в пятерку самых популярных игр в Украине вместе с World of Tanks, сериями FIFA, GTA и Counter-Strike.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.