После того, как Петру Порошенко вручили подозрение, он получил еще один удар. Возглавляющая АМКУ сестра подруги президента Зеленского Ольга Песчанская выписала компаниям, записанным на сына Порошенко, рекордный штраф. На первый взгляд, политически мотивированная акция. Был ли у нее реальный повод? Вы не поверите. Но он был.
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про бренд Shemax, який заробляє понад 100 млн на пилососах для пилу від нігтів👉 Дивіться за цим лінком
Антимонопольный комитет выписал штраф на 283,6 млн грн трем компаниям, связанным с бывшим президентом Петром Порошенко. Это «Интерстарч Украина», «Днепровский КПК» и «Интеркорн». Они перерабатывают кукурузу.
Их оштрафовали за монополизм на рынке кукурузной патоки и глюкозных сиропов в 2018-2020 годах. Вещества производят, перерабатывая кукурузный крахмал и применяют, в частности, для изготовления сладостей.
АМКУ в своем решении включает эти три компании в нидерландскую Roshen Europe BV, связывая их с сыном Порошенко. По открытым реестрам владельцев этих компаний определить невозможно – их имена не раскрываются. Президент украинской корпорации Roshen Вячеслав Москалевский отмечает, что нидерландская структура не относится к отечественной корпорации.
Расследование АМКУ началось после запроса народного депутата от Оппозиционной платформы «За жизнь» Валерия Гнатенко. Он подал его в 2020 году. Но решение вынесено только сейчас. Совпадение?
Бывшая государственная уполномоченная АМКУ Агия Загребельская считает, что решение АМКУ связано с законом о деолигархизации №5599. Согласно документу, в мае 2022 года Совет нацбезопасности и обороны определит первых олигархов по трем признакам – политическому влиянию, состоянию и наличию телеканалов или монополии. Первые два признака, по словам Загребельской, у Порошенко есть. «Переписывая телеканалы, он лишился третьего признака. Естественных монополий у него не было, – объясняет она. — И чтобы его внести, нужно решение АМКУ о монополии».
Но действительно, в тех годах, о которых идет речь в решении АМКУ, эти три компании были единственными производителями основных составляющих патоки. Речь о натуральном загустителе и подсластителе. «Они монополисты, их доля на рынке вдвое превышает законодательный порог, – говорит Загребельская. — И они могут влиять на цену продукции и оборот на рынке».
В общей сложности кукурузу в Украине перерабатывают около десяти производителей. Но 83% рынка продуктов переработки злаковой культуры, по данным Pro-Consulting, принадлежит крупнейшему производителю глюкозы, глюкозных сиропов, крахмалу, маслу, а также единственному производителю глютена «Интерстарч Украина». Остальные другие компании Порошенко – «Днепровскому КПК». Единственные конкуренты – импортеры. «Конкурентов на украинском рынке у них мало», — констатирует Москалевский. Основной конкурент, по его словам, — польское подразделение американской продовольственной компании Cargill, которое продает свою патоку украинским компаниям.
Депутат Гнатенко подал свой запрос в интересах кондитерской фабрики «Дружковская». Она производит подсолнечную халву и другие продукты, которые продаются в 23 странах.
В ее производстве основное сырье – крахмальное, карамельное и кислотное патоки. В 2018-м и первой половине 2019-го, согласно данным депутатского запроса, который Forbes предоставил Гнатенко, фабрика закупала патоку у одной украинской и у российских компаний. Последние продавали ее в среднем на 10% дешевле.
Но в августе 2019-го начал действовать запрет на импорт российской патоки, которую правительство приняло в конце 2018-го года. Возможность поставок из соседней страны улетучилась. Фабрика, по словам Гнатенко, оказалась на грани банкротства из-за подорожания патоки в «Интерстарче Украина» почти на 20%.
«Российские производители демпинговали, чтобы захватить украинский рынок, – объясняет Загребельская. — Когда у фабрики исчезла демпинговая цена на российскую патоку, цена отечественных компаний ее не устраивала». На запрос, направленный Forbes на официальную почту «Дружковской», последовал хамский ответ: «Вот прямо сейчас, с разбега, осталось взять низкий старт и как начнем вам ответы предоставлять».
В 2018-2020 году оптовая цена на патоку и сиропы повышалась и снижалась бессистемно. Их динамика не коррелировалась с изменением цен на зерно кукурузы и стоимости его переработки, отмечает АМКУ. Одному из покупателей, по данным комитета, группа компаний продавала патоку дешевле.
В комитете не исключают, что продавали патоку по более низким ценам корпорации Roshen. Москалевский говорит, что корпорация – основной покупатель кукурузной патоки у одной из компании Порошенко – ежемесячно покупают по 5 000-6 000 тонн.
Как вышло, что компании Порошенко стали монополистами? Отсутствие конкуренции – следствие отсутствия инвестиций в отрасль, объясняет аналитик консалтинговой компании Pro-Consulting Кристина Бровенко. Новые игроки на экспортно-ориентированном рынке отпугивают высокие риски входа в монополизированный рынок и высокие экономические и другие риски.
Но кроме статуса олигарха, решение АМКУ может повлиять на сам бизнес Порошенко.
Комитет, по словам Загребельской, может мониторить деятельность компаний и анализировать любое их поведение. А если компании снова признают монополистами, их могут обязать провести раздел бизнеса. «Решение АМКУ больше препятствие, чем статус олигарха для деловой активности на Западе для бизнеса Порошенко», — заключает она.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.