Энергетический кризис в Европе ударил по сельскому хозяйству: минеральные удобрения стали дороже и фермеры уже раздумывают менять планы на весеннюю посевную кампанию, выбирая культуры, которые требуют меньше удобрений. Потенциально ситуация угрожает сокращением физических поставок и ростом цен на продовольствие
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
Постпандемический всплеск потребления газа в Азии, низкие запасы в европейских хранилищах после холодной зимы и жаркого лета, а также нежелание России увеличить поставки газа в Европу спровоцировали энергетический кризис. Цены на энергоносители, в первую очередь газ, уголь и нефть, побили все рекорды. Газ, например, стоит около $1000 за 1000 кубометров, минимум в три раза дороже обычного.
Для производителей азотных удобрений газ – это 70–80% себестоимости продукции. И мировые компании из этой индустрии уже ощутили на себе его высокую цену: Норвежская Yara International, на которую приходится треть мирового производства аммиака, снизила выработку на треть; CF Industries Holdings остановила работу завода в Великобритании.
Цены на удобрение подскочили в три раза, до более 20 000 грн за тонну. Фермеры из Франции, крупнейшего производителя пшеницы, бьют тревогу, пишет Bloomberg. Ситуация создает риск дальнейшего роста глобальной продовольственной инфляции. Мировые цены на продовольствие уже самые высокие за последние 10 лет. «Цены на сырье и агропродукцию растут, и этот тренд будет сохраняться минимум полгода», – говорит Дмитрий Деревянко, директор по экономике «Эридон», дистрибьютора средств защиты растений, семян и удобрений.
В Украине крупнейший производитель азотных удобрений – компания Дмитрия Фирташа Group DF. Ее заводы ежегодно потребляют до 2,5 млрд кубометров газа. Из-за аномальной цены на газ предприятия вынуждены сокращать объемы производства, говорит Олег Арестархов, директор по коммуникациям Group DF. Сохранить маржу компания не сможет, потому что продает ее по спотовым ценам, а они идут вверх не так быстро, как цена на газ. «Спрос на удобрения со стороны аграриев не такой эластичный», – говорит Арестархов.
В структуре расходов аграриев минеральные удобрения в среднем занимают 25–40%, говорит Евгений Дудка, основатель агрокомпании «Волынь-Зерно». Обычно весной фермеры сеют подсолнечник, кукурузу, пшеницу, ячмень; реже – сою и горох. Кукуруза самая затратная в плане удобрений. По словам Дудки, если газовый кризис сохранится до весны, аграрии могут отказаться от кукурузы и перейти на сою.
Математика такова: в стоимости выращивания кукурузы удобрения занимают 40%, а сои – 25%. Финальная стоимость тонны первой в среднем 7000 грн, а второй – 20 000 грн. И хоть бобовые стоят дороже за тонну, урожайность кукурузы в три раза выше, говорит Дудка. Без учета новой цены на удобрения выращивать кукурузу выгоднее на 10 000 грн с гектара.
Кукуруза – самая популярная зерновая культура среди украинских фермеров. Всего в 2020 году они экспортировали зерновых на 9,4 млрд, из них кукурузы на $4,9 млрд. Впрочем, по словам Деревянко, еще преждевременно говорить об отказе от этой культуры – фермеры могут просто перенести увеличившиеся затраты на стоимость продукции. Конечное решение будет зависеть от цены на удобрения и основные культуры к началу весенней посевной, уверены оба эксперта.
С проблемами сталкиваются не только украинские аграрии. Например, в Бразилии, которая занимает второе место после США по экспорту кукурузы, фермеры рассматривают возможность проведения весеннего сева без использования минеральных удобрений, пишет Bloomberg. В таком случае урожайность может снизиться на 30%. Бразильские аграрии рассчитывают компенсировать падение урожая увеличением цен. Как пишет издание, некоторые из них могут даже сыграть на кризисе и увеличить маржинальность.
Газовый кризис бьет по сельскому хозяйству не только через цены на удобрения. Собранный урожай фермеры сушат с помощью газа. Continental Farmers Group, например, которая выращивает озимые и яровые культуры, тратит около 4 млн кубов газа в год. «Эффект от высоких цен на газ выражается в десятках миллионов дополнительных трат», – говорит Георг фон Нолкен, генеральный директор компании.
«Волынь-Зерно» уже запустила в работу старые сушилки, которые работают на дизеле. Сегодня ими сушить в два раза дешевле, чем газом, утверждает Дудка. Благодаря этим мерам его компания планирует использовать газ на 30% меньше обычного. «Если весной ситуация с ценами не стабилизируется, то будем переводить все наши мощности на дизель», – говорит он. Часть кукурузы будет также закладываться на хранение в полимерные рукава – в них она не испортится до весны. Аграрий рассчитывает, что после отопительного сезона цены на газ упадут и урожай можно будет высушить дешевле.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.